Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

"Грехопадение"
("Адам и Ева в раю")

- библейское сказание о первой человеческой паре, повествующее о том, как жена, поддавшись искушению змеи ("змея"), ест запретный плод и дает его отведать мужу, за что люди изгоняются из сада эдемскогодревнерусском языке слово "сад" передано словом "рай"); в христианстве сюжет истолкован как "грехопадение", "первородный грех". Это сказание, сохранившееся в каноническом тексте Библии (где оно объединено с рядом других сюжетов), представлено в книге Бытия (глава 2, строфы 4, 6, 8-9, 15-17; глава 3, строфы 1-19, 23-24).
___ Бог Яхве, насадивший в начале времен сад в Эдеме на востоке и поместивший там созданного им человека, чтобы возделывать и охранять его, позволил человеку есть от всякого дерева в саду, кроме древа познания добра и зла, предупредив, что, если запрет будет нарушен, человек умрет (называется и другое дерево, на чудесных плодах которого лежит запрет, - древо жизни, однако искони речь шла, по-видимому, об одном дереве). Но змей (по-еврейски слово мужского рода), который был "хитрее всех зверей полевых", созданных Яхве, обольщает жену. Он знает правду о том, что от запретного плода люди не умрут, как угрожал Яхве, а станут лишь как "боги, знающие добро и зло". Змей намеренно искажает содержание запрета, спрашивая жену, действительно ли бог не велел есть "ни от какого дерева в саду?". Отвечая ему, жена наивно преувеличивает, утверждая, что запрещено даже коснуться древа познания. Немотивированность поведения змея дала повод впоследствии считать его воплощением "зла" и "искусителем". По агадическим и кораническим легендам змей - это падший ангел, который не хотел подчиниться человеку, завидуя ему; в христианской традиции прочно утвердилось отождествление змея с дьяволом, сатаной, принявшим лишь обличье змея. Агадические рассказы пытаются психологически объяснить поведение персонажей повествования: змей дотронулся до запретного дерева, но остался жить, чем продемонстрировал несостоятельность опасений жены; он толкнул жену так, что она сама коснулась дерева, увидев при этом ангела смерти, но она сказала себе: если я умру, бог создаст другую жену Адаму, поэтому я дам ему тоже отведать от плода - или умрем вместе, или останемся живы (по одному из преданий, змей сожительствовал с женой Адама).
___ Жена сама ест плод и дает мужу. После этого у обоих открываются глаза на собственную наготу, и из чувства стыда (впервые появившегося)люди делают себе опоясания из смоковных листьев ("фиговый листок"). Бог, который изображается вовсе не всевидящим и всезнающим, а строгим, но справедливым судьей, прогуливается вечером ("во время прохлады дня") по саду. Только из ответов человека он узнает, что его заповедь нарушена. Затем следует "наказание по справедливости": проклятия налагаются на змея, жену, наконец, землю и мужа. Эпилог сказания представлен, по мнению некоторых ученых-библеистов, в двух версиях. Согласно первой версии, люди изгоняются из сада, а у входа ставится привратник-херувим, чтобы не допуститьих возвращения (Ветхий завет, Бытие 3, 23-24). Согласно второй версии ("и сказал бог Яхве: вот человек стал как один из нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно... [и поставил] ...пламенный меч, обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни", Ветхий завет, Бытие 3, 22-24), люди остаются в саду, но чудесный огненный меч охраняет доступ к "древу жизни", чтобы умудренные знанием добра и зла люди не вкусили также плод (вечной?) жизни и не уподобились бы богу, который ревниво оберегает свое последнее преимущество. Этот эпилог, предполагающий наличие двух запретных плодов, плохо соответствует предшествующему рассказу.
___ Поздними (или посторонними) вставками надо считать географическое уточнение месторасположения сада (Ветхий завет, Бытие 2, 10-14) - на горе, откуда всходят великие реки Месопотамии, что указывает на место возникновения сюжета (для сравнения: шумерский рассказ о "райской стране" - острове блаженных Тильмун). Немотивированным дополнением считают фразу: "И сделал бог Яхве человеку и жене его одежды кожаные, и одел их" (Ветхий завет, Бытие 3, 21), этимологическим, поздним пояснением - текст: "И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих" (Ветхий завет, Бытие 3, 20), гда автор толкует, по-видимому, новое (и непонятное) имя собственное "жены" как Ева. Ввиду этой вставки героиня всего рассказа воспринимается как "Ева". Впечатление, что рассказ продолжает предание о сотворении мира и людей, в частности "человека" (Адама), из глины, а жены - от его ребра, создается лишь вследствии композиции библейской книги.
___ В целом повествование носит характер этимологического предания. В проклятиях бога, произнесенных стилизованной ритмической прозой, содержится объяснение способа передвижения змеев и загадочности их питания ("...ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей", Ветхий завет, Бытие 3, 14), очевидно, и неприязни людей к этим пресмыкающимся. С момента произнесения проклятий божественным судьей все как бы остается неизменным: жена будет обольщать мужа, но останется его рабой и будет рожать ему детей в муках, а человек (Адам) будет смертным и будет в поте лица есть хлеб. Здесь отражается представление автора о тяжелом труде земледельца, внушается мысль, что земля вообще становится уделом людей в наказание. Тем самым в сказании дается косвенный ответ на вопросы о причине непонятных, но очень существенных явлений жизни. Исключительным среди аналогичных преданий с такой же этнологией является "исторический" характер библейского сказания. Именно в силу этого оно, во многом не согласующееся с иудаистической концепцией другого источника Библии (рассказа об Адаме), было включено в канон в качестве назидательного эпизода в изложении "всемирной истории человечества".
___ Ветхозаветное предание о "человеке" (Адаме) и "жене" (Еве) в раю, вкусивших запретный плод (основной мотив библейского сюжета), было истолковано христианским богословием (для сравнения: Новый завет, Послание к римлянам 5, 19) как причина "грехопадения" или так называемого первородного греха. И католическая, и православная традиции сходятся в том, что "первородный грех" исказил "исконную природу" человека, созданного вначале невинным и безгрешным, его "богоподобие"; спасение от его последствий видят в акте крещения, устанавливающим причастие крещенного к Иисусу Христу ("новому Адаму"), искупившему своей смертью "первородный грех" ("первого Адама"). В христианстве библейское предание, изображающее в качестве "прельстившегося" не "мужа", а "жену", используется для подчеркивания особой "греховности" женщины и обоснования ее подчиненного положения (для сравнения: Новый завет, Первое послание к Тимофею 2, 11-14).
___ Богословские концепции, наслоившиеся в течение многих веков на библейском предании, нашли выражение в общественной мысли, в изобразительном искусстве и литературе.
___ Жизнь Адама и Евы составила содержание апокрифического "Жития" (ошибочно названа также Апокалипсисом Моисея), созданного на основе раннего агадического материала в Иудее во 2-й половине 1 века до н.э. - 1-й половине 1 века н.э. и имеющего несколько версий. Христианскими являются эфиопский и арабский переводы, вероятно, непосредственно с еврейского (утраченного подлинника). Рано появившаяся греческая версия была уже в 4 веке переведена на латинский язык и затем на многие языки Западной Европы. Из средневековых армянских версий, близко примыкающих к эфиопскому и арабскому изводам, большую ценность представляет "Книга об Адаме" епископа Аракела Сюнеци на армянском языке (около 1400 года).Содержание "Жития Адама и Евы" сводится к следующему: Адам и Ева после изгнания из рая каются, дан обет стоять порознь 40 (или 37) дней в реках Тигр и/или Иордан (они и в раю обитали раздельно: Адам - среди животных-самцов, а Ева - среди самок); сатана вновь обольщает Еву и тем самым мешает покаянию; рождение Каина и Авеля, смерть последнего; рождение Сифа (Шет) и других детей; Адаму предсказана смерть, он заболевает; Ева посылает Сифа, их сына, за "маслом жизни", которое течет из "древа милосердия", растущего в раю, но его достать невозможно, и Адам умирает на 930-м году жизни (70 лет он, по еврейской легенде, "уступил" Давиду). Ангелы молят бога от отпущении греха Адама. Он прощен, ангелы просят дозволения похоронить трупы Адама и Авеля в раю. Через шесть дней после Адама умирает и Ева, успев завещать своим детям высечь на камне житие первых людей. Адаму и Еве дано заверение в том, что грядущий "сын божий" (Иисус Христос) их спасет.

Мифологический словарь.
Исидор Левин



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz