Семеро против Фив
|
- в греческой мифологии поход против Фив; одно из важнейших событий, предшествовавших Троянской войне. Вражда между сыновьями Эдипа - правившем в Фивах Этеоклом и претендовавшим на этот престол Полиником явилась основной причиной похода Семерых против Фив. Изгнанный Этеоклом из Фив Полиник получил приют у аргосского царя Адраста, женился на его дочери Аргии и убедил своего тестя возглавить объединенное войско, состоявшее из семи отрядов под командованием семи полководцев (по числу ворот в Фивах) (Еврипид, "Просительницы" 131-154, "Финикиянки" 408-434; Аполлодор, "Библиотека" III 6, 1). Имена вождей в различных источниках несколько варьируются, прежде всего в зависимости от того, выступает ли сам Адраст как верховный главнокомандующий или в числе семи. У всех авторов участниками похода называются Полиник, Тидей (второй зять Адраста), Амфиарай, Капаней и Парфенопей; обычно вместе с ними упоминаются также Гиппомедонт и Этеокл-аргосец (Эсхил, "Семеро против Фив" 375-596; Еврипид, "Просительницы" 860-908; Аполлодор, "Библиотека" III 6, 3). В классическую и более поздние эпохи эти вожди представлялись так или иначе связанными с Адрастом узами родства. Первоначально же они происходили из разных областей Греции, где считались местными героями или божествами.
___ Начало похода происходит при неблагоприятных обстоятельствах: Амфиарай, обладающий пророческим даром, заранее знает, что никто из вождей, кроме Адраста, не вернется живым, и безуспешно пытается отговорить его участников от выступления. Не предвещает ничего хорошего и полет птиц; Зевс не шлет гарантирующей победы молнии, а, напротив дает предостерегающие знамения. Когда войско проходит через Немею, нянька местного царевича Офелета (по версии Еврипида, этой нянькой была попавшая в рабство лемносская царевна Гипсипила) готова показать воинам источник питьевой воды. Ребенок, оставленный без присмотра, погибает в это время от укуса змеи. Вожди убивают змею и учреждают в память о погибшем царском сыне Немейские игры. Случившееся Амфиарай считает новым дурным предзнаменованием (Вакхилид IX 10-20; Аполлодор, "Библиотека" III 6, 2 и 4). Затем под стенами Фив Амфиарай, ссылаясь на плохие знамения, старается удержать участников от перехода через реку Исмен, являвшуюся последней преградой перед штурмом (Эсхил, "Семеро против Фив" 378 и следующее).
___ Согласно описанию Эсхила ("Семеро против Фив"), семеро вождей поклялись разорить до основания город Кадма, совершили жертвоприношения богам Аресу и Фебу, а затем, собравшись у колесницы Адраста и увенчав ее (на случай гибели) памятными знаками для родителей, бросили жребий, кому из них к каким воротам вести войско (Эсхил, "Семеро против Фив" 42-58). Характеристика Эсхила существенно отличается от обрисовки героев в эпосе; в "Семерых против Фив" общей для всех аргосских вождей, кроме Амфиарая, чертой является их надменность, кичливость, готовность взять Фивы даже вопреки воле богов и самого Зевса. Еврипид в "Финикиянках" описывает вступление в бой и гибель Парфенопея и Капанея, но главное внимание уделяет единоборству братьев Этеокла и Полиника (1377-1424). После безуспешных взаимных атак, Этеокл применяет фессалийский прием, то есть припав на левую ногу, из-под щита смертельно ранит в живот Полиника. Считая врага сраженным насмерть, он начинает снимать с него доспехи, но в этот момент Полиник, собрав последние силы, пронзает мечом грудь брата. Благодаря тому, что фиванский царевич Менекей приносит себя в жертву родному городу (узнав из пророчества, что таким образом он спасет Фивы от разорения - Еврипид, "Финикиянки" 904-1018), все вожди, пришедшие под Фивы со своими войсками, погибают, кроме Адраста, которого выносит с поля боя его божественный конь Арейон. Упоенные победой, фиванцы отказываются выдать матерям и женам погибших тела их близких, и несчастные женщины обращаются за помощью к Тесею. По одной версии, ему удается уладить спор мирным путем, по другой - ему приходится вступить с фиванцами в сражение, чтобы отбить у них тела убитых вождей и похоронить их с подобающими почестями (этот вариант мифа получил разработку в "Просительницах" Еврипида). Особо складывается посмертная судьба Полиника: по приказу ли взявшего в свои руки власть Креонта (так у Софокла в "Антигоне"), по завещанию ли самого Этеокла (так у Еврипида в "Финикиянках") новый царь велит бросить его тело без погребения хищным зверям и птицам, и только вмешательство Антигоны заставляет Креонта изменить решение.
___ Новый этап борьбы за Фивы разыгрывается в следующем поколении, когда детям павших вождей (эпигонам) удается взять и разорить город. Это событие, согласно преданию, происходит незадолго до начала Троянской войны, и уже в нем проявляют себя некоторые будущие ее участники (Гомер "Илиада" IV 403-410).
___ В основе сказания о Семерых против Фив и последующем взятии Фив лежит воспоминание о военных столкновениях между отдельными царствами микенского времени незадолго до их упадка. Археологические раскопки разрушенной фиванской крепости Кадмеи подтверждают справедливость данных, содержащихся в гомеровском "каталоге кораблей": среди 28 перечисляемых городов Беотии не названы разоренные к этому времени Фивы, а все упомянутые оказываются способными снарядить в общей сложности всего 50 кораблей (Гомер, "Илиада" II 494-510). Главным источником для афинских драматургов 5 века до н.э. и более поздних авторов послужила не дошедшая до нас эпическая поэма "Фиваида" (7 век до н.э.) и местные (в том числе аттическая) версии мифа. Отсутствие памятников крепостного строительства микенского времени в Фивах способствовало тому, что семь фиванских ворот, о которых говорит предание, представляли себе расположенными по всей окружности городской стены и соответственно делили оба войска на семь отрядов. Между тем, как показали раскопки ряда микенских крепостей, они имели не более двух-трех входных ворот; в Фивах же, по-видимому, была развита система фортификаций с применением так называемых протейхисмат, то есть предстенных укреплений с поставленными друг за другом несколькими башнями. Поэтому с учетом внутренних ворот их общее число в Фивах могло доходить до семи.
| |