Видение Иезекииля
|
- насыщенная мистической символикой картина явления бога иудейскому пророку Иезекиилю, открывающая одноименную книгу в составе пророческих книг Библии. Книга была составлена Иезекиилем во время так называемого вавилонского плена, после того как Иудейское царство было в 587 году до н.э. завоевано вавилонским царем Навуходоносором II и многие иудеи уведены в плен. Рассказывается, что видение было пророку, когда он находился "среди переселенцев при реке Ховаре" (Ветхий завет, Книга пророка Иезекииля 1, 1), оно сопровождалось всевозможными природными потрясениями: "бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него (Ветхий завет, Книга пророка Иезекииля 1, 4). Среди этого огня Иезекиилю явились четыре таинственных животных, каждое из которых имело четыре лица - человека, льва, тельца и орла, и четыре крыла, два из которых покрывали их тела и руки, два же других, скрещиваясь, скрывали от взора нечто, что они одновременно защищали и несли, и откуда исходил огонь и сияние молнии. Животные двигались с быстротой молнии "каждое по направлению лица своего", никогда во время своего шествия не оборачиваясь. Возле каждого из них пророк увидел колеса с "высокими и страшными" ободьями, полными глаз, устроенными как "колесо в колесе" и двигающиеся вместе с животными во все стороны. Над головами животных было "подобие свода, как вид изумительного кристалла", откуда раздавался голос; над сводом было подобие престола, на котором пророк узрел сияющее радужным огнем подобие человека. "Такое было видение подобия славы господней", - заключает Иезекииль, после чегго он "пал в лицо свое и услышал глас глаголющего", призывавший его на пророческое служение (Ветхий завет, Книга пророка Иезекииля 2, 1-5). Подобные примеры призвания пророка в видении теофании ("богоявления") встречаются в Библии несколько раз (например, Ветхий завет, 3-я книга Царств 22, 19; Книга пророка Исайи 6, 1-9), однако видение Иезекииля отличается от всех прочих нагнетанием крайне экзотических символов, признававшихся в иудаистической традиции столь таинственными, что Талмуд воспретил их публичное истолкование. Видение составлено конгломератом традиционных в своей основе символов "богоявления", преобразованных, однако Иезекиилем как под влиянием восточных мифологических представлений, так и в соответствии с самим содержанием своих пророчеств. Предшествующие богоявлению бурный ветер, огонь, сияние - широко представленные в разнообразых мифологиях признаки манифестации в мире божества (в пределах Библии - явление бога Моисею в горящем кусте - Ветхий завет, Исход 3, 2-4 и на горе Синай - Ветхий завет, Исход 19, 16-18; 24, 16-17, или ответ бога Иову "из бури" - Ветхий завет, Книга Иова 38, 1). Применяется характерная символика чисел (повторяющийся мотив числа четыре как "числа мира", противопоставляемое "божественному" числу три) и другие символы ("многоочистость" как выражение всеведения; символика "четырех ликов", традиционно истолковывающихся как величественные атрибуты животных-царей: лев - сила, орел - небесное парение, к которым добавлена разумность человека и жертвенность тельца, и др.). Особое значение имеет насыщенный символикой образ таинственных "многоочистых" колес (офаним; в позднейших мифах превращаются в особый разряд ангелов), а также крыльев и ног животных, позднее (Ветхий завет, Книга пророка Иезекииля 10) отождествляемых пророком с херувимами. Уникальное для Библии изображение в этом видении херувимов оформилось во всей своей необычности под воздействием комбинированных образов ассиро-вавилонских антропоморфно-зооморфных мифологических образов, сочетающих черты тех же животных, что и в видении Иезекииля (всевозможные крылатые быки, львы с человеческими головами и т.п.). Широко распространенные мифологические представления о подобных существах (для сравнения: Сфинкс) наделяют их теми же, что и у херувимов в видении Иезекииля, функциями - охранительной (как у ассиро-вавилонских статуй, устанавливавшихся у храмовых и дворцовых входов, или у греческих грифонов), либо функцией "носителя божества", как у индийского Гаруды - "светлосиящей" птицы, служащей конем Вишну. Близкое к видению Иезекииля изображение имеется на одном ассирийском цилиндре, где видны плывущие на корабле, состоящем из человеческих фигур, крылатые быки, которые несут на своих плечах свод с седалищем бородатого бога, увенчанного тиарой и со скипетром в руках.
___ Символика видения Иезекииля лежит у истоков иудео-христианской ангелологии и апокалиптики. Апокалиптическая литература с ее установкой сопровождать откровение чем-то таинственным, страшным, непознаваемым, охотно культивирует образы фантастических зверей, сочетающих свойства птиц, людей и животных (для сравнения: Ветхий завет, Книга пророка Даниила 7, 1-12; апокрифическая "Книга Еноха" 85-90; и особенно Новый завет, Апокалипсис 4, где также широко представлена символика фантастических животных). Последующая христианская традиция видела в четырех животных видения Иезекииля символику четырех евангелистов (имеющих как бы по четыре лица, так как каждому предназначено идти в целый мир; смотрящих друг на друга, так как каждый согласен с прочими; имеющих как бы крылья, так как расходятся по разным странам со скоростью полета и т.д.). Из других позднейших истолкований символики видения Иезекииля - астрологическое, видевшее в нем символ небесного свода со знаками зодиака, представленными четырьмя животными, звездами - очами и ходящим по небу огнем - солнцем. Книга Иезекииля содержит и другие "ведения", связанные с общей концепцией автора - идеей кары, постигшей "народ Яхве" как наказание за вероотступничество, за идолопоклонство, и последующего восстановления Иерусалима, но уже как теократического государства с центром в новом иерусалимском храме (видение поля с иссохшими костями, восстающими к новой жизни, видение нового храма и т.д.).
Мифологический словарь.
Р.И.Рубинштейн
| |