Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Сошествие во ад
(латинское descensus ad inferos)
- в христианских преданиях посещение Иисусом Христом преисподней после смерти на кресте и погребения, знаменующее его победу над смертью и силами сатаны. ___ В новозаветном каноне есть лишь отдельные указания на сошествие во ад (Первое послание Петра 3, 18-20; для сравнения: Евангелие от Матфея 12, 40; "Деяния апостолов" 2, 23-28: Послание к римлянам 10, 7; Послание к ефесянам 4, 8-10). Более подробно сошествие во ад описывается в апокрифах. Так, "Евангелие от Никодима" содержит рассказ Карина и Левкия (двух воскресших сыновей Симеона Богоприимца), "очевидцев" чудес, совершенных Христом в аду. Согласно преданию, "облистанный" ярким сиянием ("се луч от источника света вечного") Христос, сокрушив "врата медные" и "вереи железные", появляется в преисподней, откуда он, повергнув сатану и поправ смерть, изводит ветхозаветных праведников; в раю эту процессию встречают архангел Михаил, Енох и Илия. У райских ворот ожидает и "благоразумный разбойних" Рах со знамением креста, данным ему Иисусом в знак истинности своих слов: "ныне же будешь со мною в раю" (Новый завет, Евангелие от Луки 23, 43). ___ В ранневизантийской и западной иконографии сошествия во ад доминирует мотив выведения из ада праотцев. Преисподняя представляется обычно в виде пещеры; Христос, попирающий ногами скованного сатану, протягивает руку Адаму и Еве. Эта изобразительная схема характерна как для монументального искусства (фрески церкви Санта-Мария Антикуа в Риме, 8 век, Нижней церкви Сан-Клименте в Риме, 10-11 века, мозаики монастырской церкви в Дафни, 11 век, собора Сан-Марко в Венеции, около 1200 года, и др.), так и для средневековой миниатюры (многочисленные рукописи Псалтири 12-14 веков); фреска Беато Анджелико (монастырь Сан-Марко, Флоренция) подводит итог средневековой традиции, и после 15 века западное искусство редко обращается к этой теме (произведения А.Дюрера, А.Бронзино, Я.Тинторетто, П. фон Корнелиуса). В православной иконографии она сохраняет большое значение до 17 века, причем древнерусская иконописная традиция, наследовавшая Византии, совмещает мотив изведения патриархов из ада с мотивом битвы воинства Христова с "аггелами" сатаны (например, икона Дионисия "Сошествие во ад"; иконы псковской школы), а иногда присоединяет мотив вступления избавленных от уз смерти праведников в рай (так называемая "полная" икона воскресения с сошествием). Мифологический словарь. |
|