Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Воскресение Иисуса Христа

- в христианских религиозно-мифологических представлениях возвращение Иисуса Христа к жизни после его смерти на кресте и погребения. Евангелия рассказывают, что Христос неоднократно предсказывал свою насильственную смерть и воскресение "в третий день" (например, Новый завет, Евангелие от Матфея 16, 21; 17, 23; 20, 19). Этот срок символически соотнесенный с ветхозаветным прототипом - трехдневным пребыванием Ионы в утробе морского чудища (Новый завет, Евангелие от Матфея 12, 40): "как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи"), назван в соответствии со счетом дней, принятым в древности, когда сколь угодно малая часть суток принималась за день (хотя фактически между смертью Христа и его воскресением, как они изображены в Евангелиях, лежит меньше двух суток - примерно от 15 часов в пятницу до ночи субботы на воскресенье). Само событие воскресения как таковое, то есть оживание тела Христа и его выход из заваленной камнем гробницы, нигде в канонических Евангелиях не описывается, поскольку предполагается, что никто из людей не был его свидетелем (по этой же причине оно не изображается в византийской и древнерусской иконографии). Только в апокрифическом "Евангелии Петра" имеются наглядные картины самого воскресения. Канонические Евангелия сообщают лишь: во-первых, о зрелище пустой гробницы со сложенным в ней саваном (Новый завет, Евангелие от Иоанна 20, 5-7) и отваленным камнем, на котором сидит юноша облеченный в белую одежду (Новый завет, Евангелие от Марка 16, 5), то есть один из ангелов (Новый завет, Евангелие от Матфея 28, 2) или два ангела (Новый завет, Евангелие от Луки 24, 4), ясными словами говорящие о воскресении; и во-вторых, о явлении воскресшего Христа своим последователям. Пустую гробницу, как вещественный знак воскресения, видят мироносицы, то есть женщины пришедшие рано утром в воскресенье довершить дело погребения и помазать тело Христа по восточному обычаю благовонными и бальзамирующими веществами (Новый завет, Евангелие от Матфея 28, 1-8; Евангелие от Марка 16, 1-8; Евангелие от Луки 24, 1-11). Затем к пустой гробнице являются и входят в нее апостол Петр и "другой ученик" (Иоанн Богослов) (Новый завет, Евангелие от Иоанна 20, 2-10). Явления воскресшего Христа отличаются чудесными особенностями. Они телесны (Христос ест с учениками, апостол Фома пальцем ощупывает на теле Христа рану от копья), но телесность эта уже не подчинена физическим законам (Христос входит сквозь запертые двери, мгновенно появляется и мгновенно исчезает и т.д.). Он перестал быть непосредственно узнаваемым для самых близких людей: Мария Магдалина сначала принимает его за садовника (Новый завет, Евангелие от Иоанна 20, 15), ученики, которым он явился на пути в Эммаус, пройдя с ним долгую часть пути и проведя время в беседе с ним, вдруг узнают его, когда у них "открываются глаза", причем он сейчас же становится невидимым (Новый завет, Евангелие от Луки 21, 13-31); но не все поверили в телесное воскресение Христа (Новый завет, Евангелие от Матфея 28, 17; для сравнения рассказ о неверии Фомы, Евангелие от Иоанна 20, 25). По преданию, не имеющему опоры в евангельском тексте, но разделяемому православной и католической традицией, Христос по воскресении раньше всех явился деве Марии. Согласно канонической версии, явлении воскресшего Христа и его беседы с учениками продолжались 40 дней и завершились вознесением. В одном новозаветном тексте упоминается явление Христа по воскресении "более нежели пятистам братий в одно время" (Новый завет, Первое послание к коринфянам 15, 6).
___ Православная иконография воскресения знала наряду с мотивом сошествия во ад (настолько тесно связанным с темой воскресения, что византийские и древнерусские изображения сошествия во ад воспринимаются как иконы воскресения), мотив мироносиц перед пустым гробом. Мотив победоносного явления Христа над попираемым гробовым камнем, с белой хоругвью, имеющей на себе красный крест, сложился в католическом искусстве позднего средневековья и перешел в позднюю культовую живопись православия.

Мифологический словарь.
С.С.Аверинцев



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz