Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Кигва
- в мифах руанда предок и первый правитель, выступающий (наряду со своим братом Лутутси) в роли культурного героя. Происхождение Кигва связывают с божеством Имана. Имана создал две страны: верхнюю, которая находится над облаками, солнцем и звёздами, и нижнюю — землю. В верхней стране он сотворил полезные растения, деревья, животных и людей. Одна бесплодная женщина отправилась к Имана с просьбой дать ей детей. Он обещал помочь при условии, что она сохранит всё в тайне; взял глину, смочил её слюной и слепил человеческую фигурку; передав её женщине, велел положить в сосуд и в течение девяти месяцев наполнять его молоком утром и вечером. По прошествии этого срока женщина услышала плач, доносившийся из сосуда, вынула оттуда ребёнка, вымыла его и сказала мужу, что родился ребёнок (впоследствии названный Кигва, а его мать стала именоваться Ньинакигва, «мать Кигва»). Затем она получила от Имана сына Лутутси и дочь Ньинабатутси («мать тутси»). Кигва и Лутутси стали искусными охотниками, а Ньинабатутси лучше всех плела циновки, изготовляла корзины, готовила пиво. Однако Ньинакигва не сдержала слова, данного Имана; её сестра, которая также была бесплодной, выпытала у неё тайну появления детей. Разгневанный Имана покарал Ньинакигва, разлучив её с детьми, которых изгнал в нижнюю страну. Очутившись на земле, Кигва, его брат и сестра десять дней страдали от холода, голода и болезней. Сжалившийся над ними Имана, к которому они обратили свои мольбы, послал им огонь — молнию, семена полезных растений, кузнечный молот и мехи, мотыгу и другие необходимые орудия. Кигва с братом и сестрой принялись за работу: Кигва срезал траву, Лутутси мотыжил, Ньинабатутси сеяла, и уже на другой день семена взошли, а через несколько дней был снят первый урожай. ____ Однажды один из жителей нижней страны, предки которых были некогда также изгнаны Имана, пришёл к хижине Кигва и увидел огонь, возделанные поля, засеянные невиданными до тех пор растениями. «Дети Имана» угостили его и дали ему немного еды с собой. Вслед за ним пришли просить пищу и другие. Кигва предложил помочь ему обрабатывать землю, а за это дал им семена и необходимые орудия. Кигва был признан правителем Руанды. Когда мотыга износилась, Кигва и Лутутси стали плавить руду и ковать мотыги. Они обучили кузнечному делу хуту, и с тех пор хуту изготовляют мотыги в Руанде. Когда тва, жившие в лесу, попросили у Кигва защиты от диких зверей, Кигва и Лутутси дали им копья и научили изготовлять луки и стрелы. ____ Имана через своего посыльного Мутабази передал Кигва, Лутутси и Ньинабатутси скот — по паре животных каждого вида — и велел Кигва взять в жёны свою сестру. У них родились три сына и три дочери, старшая из который впоследствии по приказанию Имана вышла замуж за Лутутси. Мутабази, ставший кровным братом Кигва, остался жить на земле. Однако люди из зависти убили его. Имана воскресил Мутабази, но он не остался в нижней стране, а перенёсся по молнии к Имана. Оттуда он продолжает заботиться о благополучии Руанды, и когда наступает тяжёлое для страны время, дух Мутабази вселяется в одного из сыновей правителя. Мифологический словарь. |
|