Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Имана
- в мифах бантуязычных народов ньяруанда и рунди глава пантеона богов (в который входят также обожествлённые правители, их предки и предки знатных людей), демиург. ____ Согласно мифам, он создал мир: небо и землю, растения и животных, первую человеческую пару. Первыми детьми этой пары были Хуту и Тутси — предки основных этносоциальных групп, населяющих Руанду и Бурунди. Имана властвует над жизнью и смертью. Он способствует рождению детей, размножению скота, даёт плодородие полям; вызывает дождь, с ним связаны молния и гром. В мифе о происхождении смерти Имана, по ошибке принявший змею за человека, дал ей бессмертие. На другой день он понял свою ошибку и велел людям убивать змей. Уделом же людей стала смерть. В мифах ньяруанда обнаруживаются позднейшие наслоения: обосновывается исторически сложившееся в Руанде привилегированное положение скотоводов тутси по отношению к основной массе населения — земледельцам хуту и особенно к аборигенному населению страны — пигмеям (тва). В одном из таких мифов Имана подверг братьев — Гатутси (прародителя тутси), Гахуту (прародителя хуту) и Гатва (предка пигмеев) испытанию, оставив им на сохранение миски с молоком. Гатва выпил молоко, Гахуту пролил часть, и только Гатутси выдержал испытание. Поэтому Гатва стал рабом своих братьев и должен был жить в лесу; Гахуту стал возделывать поля и смог благодаря этому покупать скот; а Гатутси получил весь скот и стал властителем над всеми. С Иманой ньяруанда связывают происхождение Кигва. Мифологический словарь. |
|