Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Ёнван
(Ёнсин)
(древнекорейское «миры»)

- в корейской мифологии царь драконов, живший в подводном дворце; хозяин водной стихии, главный из водяных духов мульквисинов, среди которых он занимает такое же место, как тигр среди духов гор (сансин). Он имеет очень древнее происхождение и генетически связан с Лун-ваном. Ёнван обитает не только в глубоких морях, но в реках и прудах. Цари драконов четырёх морей (восточного, западного, южного и северного) вместе с жёнами (ёнпуин), дочерьми (ёнгун-агисси), воеводами (ёнчангун) и сановниками (ёнгун-тэгам и ёнгун-тэсин) составляют собственный пантеон духов вод. Возглавляют подводные царства ёнваны пяти цветов: зелёный дракон (Чхоннён, смотри Сасин) — страж Востока (Весны), красный (Чоннён) и жёлтый (Хваннён) — стражи Юга (Лета и Конца Лета), белый (Пэннён) — страж Запада (Осени) и чёрный (Хыннён) — страж Севера (Зимы). Колесница, запряжённая пятицветными драконами, — средство передвижения небожителей. Дракон свободно передвигается и в воде, и в небе. Считалось, что если дракон взлетает на небо, происходит смена династий (смотри первое произведение корейского письма «Ода драконам, летающим в небесах», 1447 год). В подводном дворце ёнвана находят приют Солнце и Луна. Подводный дворец представлялся утопическим царством, и ёнван мог приглашать туда даже людей. Детёныши ёнвана могли превращаться в людей и жить в земном мире, общаясь с подводным царством. По народным поверьям, в ёнвана превращаются большие змеи (Имуги) после долгого лежания в воде; найдя драгоценную жемчужину (Ёый поджу), они взлетают на небо. Государь после смерти мог в образе ёнвана выступать духом — защитником страны. Явление дракона во сне будто бы приносит счастье. Культ ёнвана известен с периода Трёх государств (1 век до н.э. — 7 век н.э.). Дракон, видимо, под влиянием южной океанической культуры, был тотемом древнекорейских племён. Мать одного из основателей государства Силла родилась из левого ребра петушиного дракона (керён); мать правителя Пэкче У-вана (7 век) забеременела от дракона; дух Чхоёна был сыном дракона восточного моря и т.д. Ёнван повелевал тучами и осадками. 15 числа 6-й луны, в день омовения головы и расчесывания волос (Юдуналь), в старину в Корее устраивалось моление с жертвоприношениями ёнвану о ниспослании дождя и урожайном годе. В ряде мест Кореи существовало гадание, называемое «драконова вспашка» (ёный паткари). Во время зимнего солнцестояния водоёмы покрывались льдом, но подтаявший на солнце лёд выглядел как бы вспаханным сохой. Местные жители считали, что это проделки ёнвана. Если льдины выстраивались с юга на север, то год обещал быть урожайным; если с запада на восток, то — неурожайным; если льдины расходились в разные стороны, то — средним. В корейском народном календаре 5-й день 1-й луны называют «днём дракона» (ённаль); считалось, что если в этот день зачерпнуть воды в колодце, в котором дракон накануне откладывает яйцо, в течение всего года в доме будет благополучно. Ёнван — распространённый персонаж в корейском фольклоре и средневековой литературе. Изображения дракона — атрибуты сана правителя, особенно в период Корё (10—14 века).

Мифологический словарь.
Л.Р.Концевич



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz