Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Идзанаки и Идзанами
(предположительно «первый мужчина» и «первая женщина»)

- в японской мифологии боги, последние из пяти поколений богов, являющихся на свет парами (до них было семь богов-одиночек, абстрактных, не имевших пола) («Кодзики», свиток I). Они — первые божества, имеющие антропоморфный облик и обладающие способностью рождения других богов. На их долю приходится завершение космогонического процесса. Высшие небесные боги, явившиеся первыми при разделении неба и земли, поручают им «оформить» землю, которая находится ещё в жидком, бесформенном состоянии и, подобно всплывающему жиру, медузой носится по морским волнам ("Кодзики" свиток I). Стоя на мостике над небесным потоком, оба бога погружают пожалованное им высшими богами копьё в морскую воду и месят её, вращая копьё. Когда они поднимают копьё, капли соли, падая с него, загустевают и образуют остров, получивший название Оногородзима («самозагустевший»). Сойдя на остров, Идзанаки и Идзанами превращают его в срединный столб всей земли, а затем совершают брачный обряд, состоящий в церемонии обхождения вокруг столба и произнесения любовного диалога. Однако рождённое ими потомство оказывается неудачным: первое дитя рождается без рук и ног, «подобно пиявке», второе — Авасима [«пенный (непрочный) остров»], который они тоже «за дитя не сочли». Обеспокоенные неудачей, оба бога обращаются к высшим небесным богам за советом и с помощью магических действий узнают, что причина кроется в неправильном совершении ими брачного обряда: брачные слова первой произнесла богиня Идзанами — женщина. Боги повторяют обряд, но теперь первым говорит Идзанаки. От их брака на свет появляются острова — они и составляют страну Японию, а затем боги-духи, заселяющие её: это боги земли и кровли, ветра и моря, гор и деревьев, равнин и туманов в ущельях и многие другие. Последним является бог огня Кагуцути, рождение которого опаляет лоно Идзанами, и она умирает — удаляется в царство мёртвых ёми-но-куни. Горюя о её кончине,— ведь страна, которую оба бога должны были создать, «ещё не устроена» — Идзанаки отправляется за ней в подземное царство. После многих злоключений в стране смерти Идзанаки бежит из неё, расторгает брак с Идзанами, ставшей богиней ёми-но- куни. Вернувшись на землю, Идзанаки совершает очищение, во время которого является на свет множество богов. Последними рождаются три великих божества: от капель воды, которой Идзанаки омывает свой левый глаз, появляется богиня солнца Аматэрасу, от воды, омывшей его правый глаз, — бог луны Цукуёми, и, наконец, от воды, омывшей нос Идзанаки, — бог ветра и водных просторов Сусаноо. Идзанаки распределяет между ними свои владения: Аматэрасу получает в управление такама-но хара — верхний небесный мир, Цукуёми — царство ночи, а Сусаноо — равнину моря. Идзанаки и Идзанами упоминаются также в «Нихонги», в норито, в «Идзумофудоки».

Мифологический словарь.
Е.М.Пинус



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz