Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Цай-шэнь
(«бог богатства», «боги богатства»)

- в поздней китайской народной мифологии боги богатства, цай-шэнь особо почитали торговцы. Цай-шэнь, как и китайские чиновники, делились на гражданских и военных. Как гражданского цай-шэня в одних местах (например, в северных и северо-западных провинциях) чтили легендарного героя Биганя, а в других знаменитого богача 3 века н.э. Ши Чуна, славившегося также и своей учёностью. В качестве основного военного цай-шэня в большинстве районов Китая, но особенно на юге, чтили полководца 3 века н.э. Гуань Юя (Гуань-ди), но в некоторых местах в качестве военного цай-шэня выступал полководец и сановник 8 века Го Цзыи, На народных картинах обычно изображали одновременно обоих цай-шэнь (одного в одежде полководца вверху, другого в одеянии сановника — внизу) или встречу гражданским цай-шэнем как хозяином дома военного цай-шэня. Такое изображение сулило как бы двойное богатство. В качестве цай-шэня почитался также некто Чжао Гунмин или Чжао-юаньшуай; его называют также Чжао Сюаньтань, Сюаньтань Чжаоюаньшуай («главнокомандующий Чжао Темной террасы»). Сюань — чёрный цвет с красным отливом считался цветом севера, и на северной террасе (алтаре) ему приносились жертвы. В некоторых местностях, например в провинции Цзянсу, его называли бодхисатвой Тёмной террасы и считали гражданским цай-шэньем. Там он почитался более других цай-шэнь. На народных картинах его изображали в виде страшного черноликого человека с бородой и волосами, торчащими за ушами, с бянь (оружие типа плети, напоминающее тонкий меч, похожий на бамбуковую палку) в руке, сидящим верхом на драконе или чёрном тигре. Иногда Чжао изображали, подобно другим божествам, сидящим за длинным жертвенным столом, на котором лежат слитки серебра и стоит курильница. В некоторых местностях Китая, например в Пекине, провинциях Цзянсу, Сычуань, этот цай-шэнь считается мусульманином, поэтому в качестве жертвенных угощений ему не подают свинину. Мусульманский цай-шэнь изображается обычно похожим не на китайца, а на иноземца. Такой цай-шэнь в народе зовётся хуэйхуэй цай-шэнь («мусульманский цай-шэнь»).
____ По даосской мифологии, на небесах существует министерство финансов (богатства), во главе которого стоят Чжаобао тяньцзюнь («небесный государь, призывающий сокровища») и Нацянь тяньцзюнь («небесный государь, приносящий деньги»), иногда считается, что во главе этого министерства главнокомандующий Чжао, которому помогают два сановника: Сяо Шэн и Цао Бао — реальные исторические деятели, канонизированные после смерти. Однако все эти персонажи, кроме Чжао, мало популярны. Гораздо более известен Цзэнфу цай-шэнь («бог богатства, прибавляющий счастья»), который в одних местностях ассоциируется с Биганем (Пекин);, в других с Чжао Гунмином (провинция Сычуань), в третьих выступает как особое божество (провинция Цзянсу). Цзэнфу цай-шэнь нередко входит в свиту более значительного бога богатства, наряду с Лиши сяньгуанем («бессмертный чиновник торговых прибылей») и Чжаоцай тунцзы («отрок, призывающий богатства»). К свите цай-шэнь принадлежит также бог монет Лю Хай и бессмертные двойники Хэ-Хэ. На народных картинах цай-шэнь нередко изображается вместе с супругой цай-му («матушка богатства»), часто рисуется встреча цай-шэня хозяином дома, что отражает реально существовавший обычай, приуроченный к началу лунного года. В некоторых местностях, например в провинции Фуцзянь, считалось, что цай-шэнь возвращается на землю вместе с Тянь-гуанем («небесным чиновником»), приносящим счастье, и Си-шэнем («духом радости»).
____ Постоянные атрибуты цай-шэня, набор которых изображался на народных картинах: дракон, составленный из монет (цяньлун), или дракон, изрыгающий деньги, конь, приносящий сокровища (баома), цзюйбаопэнь, слитки серебра (юаньбао), по форме напоминающие туфельку или пельмени, дерево, на котором растут монеты (яоцяньшу), ветки кораллов, жемчужины и пр. Часто изображается, как весёлые мальчуганы (видимо, из свиты бога богатства) трясут яоцяньшу, и монеты сыплются дождём. Не исключено, что образ яоцяньшу восходит к буддийским представлениям о различного рода чудесных деревьях с золотыми плодами или плодами, которые, падая, превращаются в золото.
____ Особый тип цай-шэнь называется Улу цай-шэнь («бог богатства пяти дорог» или «пяти направлений»). Существуют весьма различные истолкования этого образа. По одной версии, этот образ восходит к некоему человеку по имени Улу («пять дорог») и по фамилии Хэ (14 век), который был убит разбойниками и потом стал объектом культа. По другой версии, речь идёт не об одном божестве, а о пяти сразу и связывается с именами пяти сыновей евнуха Гу Сифэна (6 век), культ которых был популярен на протяжений веков. По третьей версии, речь идёт о пяти раскаявшихся разбойниках, облагодетельствовавших окрестное население. Существует и толкование этого понятия как связанного с пятью направлениями (четыре стороны света и центр) и даже как собирательное обозначение пяти категорий домашних духов-хранителей: духов дома, дверей, очага, переулка (или торгового ряда) и центра жилища. Культ Улу цай-шэнь распространён главным образом в Центральном и Южном Китае. Поскольку изображения цай-шэнь нередко вывешивались под новый год на дверях домов, то цай-шэнь иногда рассматривают и как особый вид богов дверей — мэнь-шэней.

Мифологический словарь.
Б.Л.Рифтин



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz