Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Си-ванму
(«владычица Запада»)

- в древнекитайской мифологии женское божество, хозяйка запада, обладательница снадобья бессмертия. В архаических мифах Си-ванму была богиней страны мёртвых, которая располагалась на западе. Согласно «Книге гор и морей» (4—2 века до н.э.), Си-ванму похожа на человека, но имеет хвост барса и клыки тигра; она любит свистеть, в её растрёпанных волосах торчит заколка — шэн; она ведает небесными карами и пятью наказаниями. Си-ванму живёт в пещере, пищу ей приносят три синие птицы (Ван-му шичжэ). Согласно комментариям Го Пу (3—4 века) к «Книге гор и морей», Си-ванму считалась также божеством, насылавшим эпидемии, болезни и стихийные бедствия. По «Во у чжи» («Описание всех вещей», 3 век), Си-ванму подвластна жизнь всех людей, кроме мудрецов, святых и даосов (слова, приписываемые Лао-цзы). Согласно древнейшим представлениям о Си-ванму, она была божеством смерти и болезней. По другим мифам, Си-ванму живёт на горе Куньлунь, где стоит её дворец и имеются висячие сады (сяньцу), по некоторым — на горе Байюйшань; на пути к её жилищу — река Жошуй.
____ Образ Си-ванму претерпел существенную трансформацию. В некоторых текстах рубежа нашей эры её уже изображают красавицей, царицей западной страны (в «Жизнеописании сына неба Му» датировка спорна: 4 век до н.э - 4 век н.э.), которой чжоуский царь Му-ван преподносит шелка, пьёт с ней вино на берегу Яшмового пруда (Яочи), слушает её песни. На каменных плитах входа в Инаньскую гробницу (провинция Шаньдун, не позднее 193 года нашей эры) Си-ванму имеет вполне антропоморфный вид; в волосах у неё большая заколка. Она сидит на центральном пике горы; ниже шагает тигр Байху, который как бы представляет зооморфизм Си-ванму, рядом с Си-ванму зайцы, толкущие в ступах снадобье бессмертия. Добывание его у Си-ванму составило один из сюжетов цикла о стрелке Я. Однако из официальных исторических сочинений («История Хань» Бань Гу, 1 век н.э.) видно, что на рубеже нашей эры Си-ванму продолжали почитать как богиню, ведающую небесными карами. В год страшной засухи в Китае (3 год до н.э.) в честь Си-ванму повсюду совершались жертвоприношения, сопровождавшиеся молениями о помощи бедствующим.
____ С превращением примерно на рубеже нашей эры даосизма из философской системы в религиозное учение Си-ванму становится родившимся из эфира — ци воплощением женского начала — инь, у неё появляется супруг Дун-вангун. Согласно одному преданию, Си-ванму встречается с ним один раз в году на крыле гигантской птицы. Так как в соответствии с системой чередования пяти первоэлементов западу соответствует элемент «металл», Си-ванму получает второе имя Цзиньму («матушка металла» или «золотая матушка»). В даосской традиции её называют ещё Гоу Вань-лин или Ян Хуэй. В псевдоисторических повестях Бань Гу (?) «Старинные истории о Ханьском У-ди» и «Частное жизнеописание Ханьского У-ди» описывается приезд Си-ванму в гости к императору У-ди (царствовал в 141—87 годах до н.э.) в пурпурной колеснице, которой правили небесные феи. Ей прислуживали две синие птицы (прекрасные девы в синих одеждах — в «Частном жизнеописании»). Си-ванму подносит У-ди персики бессмертия — паньтао. (Возможно, сюжет этот навеян не дошедшими до нас преданиями о приезде Си-ванму в гости к Шуню, глухое упоминание о котором сохранилось в древних «Бамбуковых анналах».)
____ В средневековом даосизме и фольклоре Си-ванму — хозяйка своеобразного рая бессмертных (сянь) на горе Куньлунь, где растут персики бессмертия. Бессмертные регулярно съезжаются к ней на торжества. Считалось, что она и её муж хранят списки бессмертных, повелевают ими, награждают или наказывают их за проступки. На средневековых картинах Си-ванму обычно изображали красивой молодой женщиной в придворном костюме, с заколкой на голове, часто в сопровождении павлина, иногда даже сидящей на павлине; на лубочных картинах (предназначались для сжигания, чтобы помочь умершим в загробном мире) — рядом с её супругом. Её изображения полагалось дарить женщинам к 50-летию. В некоторых областях Китая, например в окрестностях Пекина, крестьяне, гадая о погоде, обычно обращались с просьбой о предсказаниях к Си-ванму, называя её Ванмуняннян («владычица-матушка»). Согласно преданию, у Си-ванму было 9 сыновей и 24 дочери. Образ Си-ванму вошёл в средневековые книжные эпопеи и романы более позднего времени (например, «Путешествие на Запад» У Чэн-эня, 16 век; «Цветы в зеркале» Ли Жу-чжэня, 19 век), а также в корейскую и монгольскую литературу. Широко популярен он и в дальневосточной поэзии. В некоторых древних текстах Си-ванму толкуется также как название племени.

Мифологический словарь.
Б.Л.Рифтин



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz