Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Сань цин
(«три чистоты»)
- в китайской даосской космогонии три сферы высшего мира: Юйцин («нефритовая Чистота»), Шанцин («верхняя чистота») и Тайцин («великая чистота»). Юйцин доступна совершенномудрым (шэн), Шанцин — святым (чжэнь), Тайцин — даосским бессмертным (сянь). В позднем религиозном даосизме эти сферы имели одноимённых богов. В некоторых источниках они имеют особые названия. Божество Юйцина именуется обычно Юаньши тяньцзунь («изначальный небесный владыка») или носит титул Тяньбао («Небесная драгоценность»). Его резиденция находится на горе Юйшань («нефритовая гора»), а ворота его дворца сделаны из золота. Во многих сочинениях и в народной традиции Юйцин и её божество отождествляется с высшим божеством синкретического народного пантеона Юй-ди. Божество Шанцина носит титул Линбао тяньцзунь («небесный владыка чудесной драгоценности») или Тайшан Дао-цзюнь («верховный государь Дао»). Оно занимается измерениями времени, делит его на периоды. Оно обитает подле Северного предела универсума и контролирует взаимодействие тёмных и светлых сил - инь и ян. Божество третьей сферы называется Тайшан Лаоцзюнь («верховный старый государь») и ассоциируется с основателем даосизма Лаоцзы, его называют также Шэнь-бао («божественная драгоценность»). Представления об этих трёх божествах оформились, видимо, под влиянием буддийских образов. Считается, что Юаньши тяньцзунь соответствует духовной природе Будды, Линбао тяньцзунь — прославленной форме Будды, а Тайшан Лаоцзюнь — земной ипостаси Будды. Мифологический словарь. |
|