Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Паньгу
(пань, «блюдо», гу, «древний»)
- в древнекитайской мифологии первопредок, первый человек на земле. Мифы о Паньгу зафиксированы письменно только в 3 веке н.э. Предполагают, что образ Паньгу первоначально возник у южных племён — предков современных народов мяо и яо. Согласно «Сань у ли цзи» («Исторические записи о трёх правителях и пяти императорах») Сюй Чжэна (3 век н.э.), вселенная первоначально представляла собой некое подобие содержимого куриного яйца. В это время родился Паньгу. По мере роста Паньгу в течение 18 тысяч лет светлое начало (ян) образовало небо, а мутное (инь) — землю. С Паньгу связывается происхождение явлений природы: ветер — его вдох, гром и молния — выдох, когда он открывает глаза — наступает день, закрывает — ночь. Паньгу вырастал на 1 чжан (около 3 метров) в день. Паньгу вытянулся до гигантских размеров — расстояние, на которое небо отстоит от земли (90 тысяч ли, т. е. около 45 тысяч километров). По другим средневековым источникам, после смерти Паньгу части его тела дали начало конкретным космическим явлениям и элементам рельефа. Дыхание Паньгу стало ветром и облаками, голос — громом, левый глаз — солнцем, правый — луной, четыре конечности и пять частей тела — четырьмя пределами земли (четырьмя сторонами света) и пятью священными горами, кровь — реками, жилы и вены — дорогами на земле, плоть — почвой на полях, волосы на голове и усы — созвездиями, растительность на теле — травами и деревьями, зубы и кости — золотом и каменьями, костный мозг — жемчугом и нефритом, пот — дождём и росой. После смерти Паньгу паразиты, жившие на его теле, превратились в людей. По другим записям, в древности ясную погоду объясняли хорошим настроением Паньгу, а плохую — дурным. Согласно древним верованиям, «душа» Паньгу захоронена в Наньхае. Как сообщал писатель Жэнь Фан (6 век), в то время в Гуйлине (Южный Китай) был храм Паньгу, где ему приносилась жертвенная еда и совершались моления («Шу и цзи», «Записи удивительного»). ____ В позднесредневековые времена Паньгу изображали обычно с топором и зубилом в руках в момент отделения им неба от земли. Иногда Паньгу рисовали с солнцем в одной руке и луной в другой, что объясняется соответствующей легендой, согласно которой, создавая вселенную, Паньгу неверно расположил солнце и луну, которые одновременно скрылись за морем, оставив людей во мраке. Тогда государь повелел Паньгу исправить ошибку. Паньгу написал на левой ладони иероглиф «солнце», а на правой — «луна». Вытянув вперёд левую руку, он позвал солнце, потом вытянул правую и позвал луну. Так он повторил 7 раз, после чего солнце и луна поделили время суток между собой. ____ В позднем религиозном даосизме Паньгу — один из верховных персонажей, член триады (первоначально вместе с Лаоцзы и Хуан-ди, а затем вместе с Юй-ди и Лаоцзы). Некоторые учёные непосредственно связывают образ Паньгу с образом первопредка народов мяо и яо - Пань-ху или Пань-ваном. Мифологический словарь. |
|