Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Лун

- в китайской мифологии фантастическое существо, дракон. Начертание иероглифа Лун, представляющее собой пиктограмму, изображающую животное с длинным телом и головой, увенчанной рогами (или гребнем), обнаружено уже в надписях на гадательных костях эпохи Инь (с 14 века до н.э.). Существуют предположения о том, что прообразом этих пиктограмм была ящерица, а также о связи образа Луна с крокодилом. В надписях на гадательных костях Лун связан с названиями прототибетских племён цян, населявших западную и центральную части современной провинции Хэнань и, возможно, южную часть провинции Шаньси.
____ Вероятно, лун считался тотемом ряда древних племён, что является редким исключением в общемировой системе первобытных верований, в которой тотем — обычно существо реальное. Возможно, образ луна заменил более ранние представления о тотеме — змее, ящерице или крокодиле. Для сравнения: связанные с тотемическими представлениями обычай татуировки в виде луна у племён юэ на восточном побережье, легенды о поедании мяса дракона и о разведении и кормлении драконов подобно домашним животным при дворах некоторых легендарных правителей; многочисленные предания о рождении мифических первопредков и государей от связи женщины с драконом (вариант: встреча женщины с драконом, один только взгляд на него или просто видение дракона во сне, а также появление дракона в небе над домом, где должен родиться герой; рождение героя из крови дракона, например Гуань-ди); наличие драконовой меты (лун янь) на челе древних государей (в средневековом Китае лун — символ императора, его изображали на троне, на халате государя).
____ Особенно велика роль луна в древних космогонических представлениях. На одном бронзовом блюде эпохи Инь изображены два дракона: на дне — безногий, покрытый чешуйками, каждая из которых имеет рисунок спирали-молнии, а по краю — дракон с лапами, а также птица и рыба. Возможно, что во втором случае лун олицетворяет землю (птица — небо и рыба — водную стихию). Связь луна с землёй зафиксирована и в «Книге перемен». Однако с развитием мифологических и космогонических представлений лун стал мыслиться как воплощение светлой, небесной мужской силы ян и утратил связь с землёй как воплощением тёмного женского начала инь. Реликты древнейшей связи луна с землёй заметны в некоторых преданиях, где луны живут под землёй, в колодцах, стерегут там клады, знают расположение так называемых земных жил, помогают герою выбраться из подземелья, а также в представлении о зимней спячке драконов и змей под землёй. Согласно словарю 1 века «Шо-вэнь» («Толкование знаков»), лун весной поднимается в небо, а осенью опускается в пучину вод.
____ Как символ силы ян и небесного начала лун часто изображается крылатым существом, повелителем облаков, туч, дождя, парящим в облаках или плывущим в волнах и объятым языками пламени,— видимо, символ грозы как соития неба и земли (в древнекитайской космогонии дождь есть слияние неба и земли). Для сравнения также: цветовая характеристика крови луна — «черно-жёлтая» [сюаньхуан, сюань — «чёрный» (цвет неба) и хуан — «жёлтый» (цвет земли)].
____ Впоследствии появилось представление о драконах пяти цветов: хуанлун — жёлтые, цинлун — зелёные, чилун — красные, байлун — белые и сюаньлун — чёрные. В преданиях фигурируют главным образом цинлун (символ востока) и хуанлун, связанный с землёй и центром. Лун различались и по внешнему виду: цзяо — чешуйчатые, ин — крылатые, цю — рогатые, чи — безрогие («Бо я», «Описание изящного», 3 век нашей эры). Ван Чун («Критические суждения», 1 век) сообщает, что художники его времени изображали луна с головой коня и хвостом змеи. В некоторых древних преданиях есть упоминание о лунма («конь-дракон»), живущем в воде, о превращении лунов в коней и быков.
____ Герои древних мифов летали по небу на луне, в раннесредневековых преданиях герои-люди нередко подымаются в небо верхом на луне. В «Основных сведениях по фармакологии» (16 век) Ли Шичжэня со ссылкой на Ван Фу (1—2 века) о луне говорится: «Голова, как у верблюда, рога, как у оленя, глаза, как у зайца, уши, как у коровы, шея, как у змеи, живот, как у морского зверя шэнь, чешуя, как у карпа, когти, как у ястреба, лапы, как у тигра... На спине 81 шин, полностью девятью девять, как подобает силе ян... под подбородком светящаяся жемчужина, а на голове гора Бошань» [Бошань, по-видимому, означает некий нарост в центре лба луна, именуемый также чиму (буквально «плотницкий аршин») и являющийся магическим знаком луна, благодаря которому он имеет возможность подыматься в небо]. В средневековой традиции лун рассматривался как прародитель всех зверей и птиц, от которого пошли «пернатые, покрытые шерстью, чешуйчатые и панцирные» («Эръя и» — «Пояснения к словарю Эръя», 11—12 века).
____ Лун - доброе существо, его появление рассматривается как благоприятный знак, хотя в древних мифах встречаются упоминания о борьбе со злыми лунами. В средние века существовали представления о земных драконах, в наказание за дурные дела лишённых возможности подняться на небо.
____ Образ луна чрезвычайно популярен в изобразительном и прикладном искусстве Китая. Он встречается, в легендах и сказках, в средневековых новеллах, в поэзии.

Мифологический словарь.
Б.Л.Рифтин



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz