Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Хуан-ди
(«жёлтый предок», «жёлтый государь», «жёлтый император»)

- в древнекитайской мифологии культурный герой. Возможно, что Хуан-ди как «жёлтый государь» есть относительно более поздняя интерпретация омонимического сочетания Хуан, означающего «блестящий (испускающий свет) государь», «правитель августейшего Неба». Вместе с тем Хуан-ди считался олицетворением магических сил земли, отсюда его связь с жёлтым цветом лёссовых почв. Высказывались предположения, что Хуан-ди связан с тотемами медведя, цзяо («червь», «вид дракона»), юань («большая черепаха», «драконоподобная ящерица»). По некоторым предположениям, культ Хуан-ди первоначально сложился у рода Чэнь, где Хуан-ди почитался в качестве драконоподобного божества грома и дождя. В различных описаниях Хуан-ди в сочинениях рубежа нашей эры, где говорится о зачатии его от грома (луча молнии), есть черты, роднящие его с драконом, как одним из основных тотемов предков китайцев.
____ Считается, что родовой фамилией Хуан-ди была Гунсунь, его имя — Сюаньюань (от сюань, «колесница», и юань, «оглобля»). Возможно, что в этом имени зафиксирован один из подвигов Хуан-ди — изобретение колесницы. Некоторые учёные, однако, видят здесь связь с астральными представлениями о Хуан-ди как о созвездии, напоминающем большую колесницу. Хуан-ди, родившись, сразу начал говорить. Он был высокого роста (более девяти чи — около 3 метров), имел лик дракона, солнечный рог, четыре глаза или четыре лица. Четырёхглазость или четырёхликость Хуан-ди может быть истолкована как отражение четырёхчленной модели мира. Вместе с тем четырёхглазость Хуан-ди, возможно, указывает на изначально шаманский характер этого образа (связь с четырёхглазой шаманской маской древних китайцев). По системе представлений, сложившихся к 6 веку до н.э., Хуан-ди — один из пяти богов, правителей сторон света — божество центра, фактически верховное небесное божество. Вероятно, здесь произошла контаминация образа первопредка Хуан-ди с образом безымянного верховного владыки Шан-ди. Одновременно земная столица Хуан-ди как верховного божества стала локализоваться в священных горах Куньлунь.
____ Хуан-ди приписывается изобретение топора, ступки, лука и стрел, платья и туфель. Он научил людей отливать колокола и треножники, бурить колодцы, мастерить телеги и лодки, некоторые музыкальные инструменты (считалось, что он сделал чудесный барабан из шкуры драконоподобного бога грома). С его именем традиция связывает также продолжение деятельности Шэнь-нуна по определению лекарственных свойств растений и начало врачевания и медицины как науки (первый медицинский трактат древнего Китая назван «Книга Хуан-ди о внутреннем»). Сподвижник Хуан-ди Цанцзе изобрёл иероглифическую письменность, а Жун Чэн создал календарь. По некоторым источникам, Хуан-ди первый установил различия в одежде для мужчин и женщин («Хуайнань-цзы», 2 век до н.э.). Хуан-ди был искусен во владении копьём и щитом и собирался покарать всех правителей, не явившихся к нему с данью. Однако, узнав о его намерениях, все пришли с дарами. Один только правитель юга — бог солнца Янь-ди (по некоторым версиям, сводный брат Хуан-ди) не пожелал подчиниться. Тогда Хуан-ди собрал тигров, барсов, медведей и других хищных зверей и сразился с Янь-ди под Баньцюань. Хуан-ди вышел победителем. В философских текстах эта война интерпретировалась как война между дождём, водой и огнём (Хуан-ди — вода, Янь-ди — огонь, «Вёсны и осени Люя», 3 век до н.э.), что, возможно, отражает древнейшие мифологические воззрения. После победы над Янь-ди непокорённым остался лишь один Чию, которого Хуан-ди победил в битве при Чжолу и казнил.
____ Хуан-ди никогда не пребывал в покое, он расчищал горные склоны для посевов, прокладывал дороги. Хуан-ди женился на Лэй-цзу. Всего от разных жён у Хуан-ди было 25 сыновей, 14 из них стали основателями новых родов. В историзованной традиции Хуан-ди почитался как мудрый правитель, наследовавший Шэнь-нуну и правивший будто бы с 2698 по 2598 годы до н.э. С Хуан-ди как с первого «реального» правителя начинает свои «Исторические записки» Сыма Цянь. По некоторым легендам, Хуан-ди жил 300 лет. В конце его жизни на земле появились единорог (цилинь) и феникс (фэнхуан) — знак мудрого правления. По одной версии («Хуайнань-цзы», «Критические суждения» Ван Чуна, 1 век н.э.), Хуан-ди в конце жизни собрал медь на горе Цзиншань и отлил треножник. Когда работа была закончена, с неба спустился дракон. Хуан-ди ухватился за его ус, сел верхом и улетел в небеса. По даосским версиям, Хуан-ди постиг дао, сделался бессмертным и улетел на драконе. Сподвижники Хуан-ди стреляли в дракона из луков, думая заставить его опуститься, но не добились успеха («Хуайнань-цзы»). Считается, что Хуан-ди погребён на горе Цяо-шань в провинции Шэньси. Однако, по даосским преданиям, в могиле погребена лишь одежда Хуан-ди, которая осталась после того, как он, сделавшись бессмертным, вознёсся на небо («История династии Хань» Бань Гу, 1 век н.э.). В средние века даосы почитали Хуан-ди как одного из зачинателей своего учения (наряду с Лаоцзы), в народе Хуан-ди чтили как божество планеты Земля (Сатурн), как бога — покровителя портных (по другой версии, — бога архитектуры), а также как одного из богов медицины (наряду с Фуси и Шэнь-нуном).

Мифологический словарь.
Б.Л.Рифтин



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz