Сахядай-нойон (Персонажи бурятской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Сахядай-нойон
[Сахада-нойон, Сагада-нойон, Сагадай-убугун («старец Сагадай»), Гали эжен Сахядай убген («владыка огня старец Сахядай»)]

- в мифах бурят божество огня, покровительствующее семье, деторождению, домашнему очагу; предок всех многочисленных и безымянных духов огня, обитающих в каждом очаге. Вместе со своей женой Санхалан-хатун (Сахала, Сахали, Занхалан) Сахядай-нойон является почитаемым онгоном — иконическим «вместилищем» духа родового огня и одновременно его конкретной персонификацией; его представляли человеком красного цвета.
____ Сахядай-нойона называют «старший сын земли», «средний сын дневного неба» (тенгри) и «младший сын ночного (звёздного) неба», что соответствует монгольским шаманским представлениям о рождении огня при отделении неба от земли. По другим поверьям, Сахядай-нойон — сын Эсеге Малан-тенгри либо его внук (сын божества зимнего снежного неба Будургу Саган-тенгри, «изморозь белый тенгри»), брат Буха-нойон бабая и божества планеты Венера Солбона (монгольское Цолмон). Согласно преданию, Сахядай-нойон был ниспослан с неба на землю западными тенгри, чтобы защитить людей от насылаемых восточными тенгри зимних холодов, ночных хищников и кровососущих насекомых (отражение универсальной охранительной функции огня). Он женился на дочери духа земли, охотничьего божества, хозяина тайги Баян-Хангая («богатый обширный»). По аларскому мифу, Баян-Хангай в качестве выкупа за невесту взял солнце и луну (затем они были вызволены из плена). Другой аларский миф повествует о ссоре Сахядай-нойона с духом воды Герел-нойоном, который просил у него дочь в жёны своему сыну, чем вызвал гнев хозяина огня, расценившего подобный брак как противоестественный (нарушающий экзогамию: оба принадлежали к одному роду). С тех пор огонь не терпит воды.
____ Имя Сахядай-нойон является производным от сахиха — «блеснуть» (о молнии), «высечь» (огонь с помощью кремня и огнива). По другой гипотезе, имена Сахядай-нойон и Санхалан-хатун восходят к именам сына Чингисхана Чагадая и его жены Чанхулан. Чагадай, хранитель и жрец родового очага, после смерти был отождествлён с его духом-хозяином, который, будучи божеством семейного огня сакрализованной императорской фамилии, осмысливался как глава всех духов огня и, таким образом, — как обобщённое божество огня. Для сравнения также: легенда, по которой Сахядай-нойон некогда был человеком — хранителем огня, а после смерти стал его духом-хозяином. Встречается мотив раздувания Сахядай-нойоном и его женой огня (очевидно, первого), что больше соответствует функции не божества огня, но его создателя (Отхан-Галахан).

Мифологический словарь.
С.Ю.Неклюдов



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz