Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Сахядай-нойон
[Сахада-нойон, Сагада-нойон, Сагадай-убугун («старец Сагадай»), Гали эжен Сахядай убген («владыка огня старец Сахядай»)]
- в мифах бурят божество огня, покровительствующее семье, деторождению, домашнему очагу; предок всех многочисленных и безымянных духов огня, обитающих в каждом очаге. Вместе со своей женой Санхалан-хатун (Сахала, Сахали, Занхалан) Сахядай-нойон является почитаемым онгоном — иконическим «вместилищем» духа родового огня и одновременно его конкретной персонификацией; его представляли человеком красного цвета. ____ Сахядай-нойона называют «старший сын земли», «средний сын дневного неба» (тенгри) и «младший сын ночного (звёздного) неба», что соответствует монгольским шаманским представлениям о рождении огня при отделении неба от земли. По другим поверьям, Сахядай-нойон — сын Эсеге Малан-тенгри либо его внук (сын божества зимнего снежного неба Будургу Саган-тенгри, «изморозь белый тенгри»), брат Буха-нойон бабая и божества планеты Венера Солбона (монгольское Цолмон). Согласно преданию, Сахядай-нойон был ниспослан с неба на землю западными тенгри, чтобы защитить людей от насылаемых восточными тенгри зимних холодов, ночных хищников и кровососущих насекомых (отражение универсальной охранительной функции огня). Он женился на дочери духа земли, охотничьего божества, хозяина тайги Баян-Хангая («богатый обширный»). По аларскому мифу, Баян-Хангай в качестве выкупа за невесту взял солнце и луну (затем они были вызволены из плена). Другой аларский миф повествует о ссоре Сахядай-нойона с духом воды Герел-нойоном, который просил у него дочь в жёны своему сыну, чем вызвал гнев хозяина огня, расценившего подобный брак как противоестественный (нарушающий экзогамию: оба принадлежали к одному роду). С тех пор огонь не терпит воды. ____ Имя Сахядай-нойон является производным от сахиха — «блеснуть» (о молнии), «высечь» (огонь с помощью кремня и огнива). По другой гипотезе, имена Сахядай-нойон и Санхалан-хатун восходят к именам сына Чингисхана Чагадая и его жены Чанхулан. Чагадай, хранитель и жрец родового очага, после смерти был отождествлён с его духом-хозяином, который, будучи божеством семейного огня сакрализованной императорской фамилии, осмысливался как глава всех духов огня и, таким образом, — как обобщённое божество огня. Для сравнения также: легенда, по которой Сахядай-нойон некогда был человеком — хранителем огня, а после смерти стал его духом-хозяином. Встречается мотив раздувания Сахядай-нойоном и его женой огня (очевидно, первого), что больше соответствует функции не божества огня, но его создателя (Отхан-Галахан). Мифологический словарь. |
|