Гесер (Персонажи тибетской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Гесер
(Гэсэр)

- персонаж тибетских мифов (Гесар, Кесар) и мифов монгольских народов, включая бурят (Абай Гесерхубун), а также ряда тюркских (салары, жёлтые уйгуры, тувинцы, алтайцы) и тибето-бирманских народностей. Гесер — герой эпических сказаний и поэм, объект развитого религиозно-мифологического культа. Первоначальное ядро сказания, по-видимому, сложилось в северо-восточном Тибете. Согласно сказаниям о Гесере, в государство Лин, которое не имело правителя, был послан один из трёх сыновей небесного владыки. Он возрождается в Лине в семье одного из князей безобразным, сопливым ребёнком по имени Джору. Его преследует дядя по отцу Тхотун (монгольский и калмыцкий Цотон, Чотон, бурятский Сотой, Хара Зутан). В детстве мальчик проявляет чудесные способности, уничтожает различных демонов, одерживает победу в конном состязании за обладание красавицей Другмо (Рогмо-гоа, Урмай-гохон), троном и сокровищами Лина. Затем он получает с неба чудесного скакуна, обретает свой истинный величественный облик и имя Гесер. Гесер побеждает демона севера, людоеда Лубсана с помощью супруги демона Мезы Бумджид (монгольская Тумен Джарга-лан, по некоторым версиям, в том числе монгольской, она — бывшая жена Гесер, похищенная демоном). Меза Бумджид подносит герою «напиток забвения», испив который, он остаётся на севере. В Лине Тхотун, напрасно домогавшийся Другмо, совершает предательство, в результате на Лин нападают из соседнего государства хоры (монгольские шарайголы, бурятские шараблинские ханы), захватывают Другмо, и она становится женой одного из хорских правителей — Гуркара (монгольский Цаган Герту хан, «белоюртый хан»). Сбросив наваждение благодаря небесному вмешательству, Гесер спешит на родину. В облике скверного мальчишки (монгольское Ольджибай) он проникает к хорам; колдовским способом убивает Гуркара и, подчинив себе его государство, вместе с Другмо возвращается в Лин. Согласно ряду сюжетов, Гесер отправляется в Китай, где с помощью чудесных средств добывает себе принцессу, вызволяет свою земную мать из ада, уничтожает демонических правителей соседних стран (на севере, юге, востоке и западе), подчиняя их подданных своей власти. В монгольских сказаниях Гесер оживляет богатырей, павших в войне с шарайголами.
____ Древнейшее ядро образа Гесера — ниспосланный небом культурный герой, очищающий землю от чудовищ (для сравнения: индийский Рама). В устной монгольской традиции (и в бурятской версии эпоса) за Гесером утвердилась репутация истребителя демонов и чудовищ (мангусов). Как правитель-избранник и даже первый человек, спустившийся с неба, Гесер восходит к добуддийской, бонской традиции. В ряде вариантов эпоса земной отец Гесера — горный дух. Учитывая связь с божеством священной горы, а также с мировой горой, Гесер воспринимается как правитель «центра», противопоставленный правителям окраин, борьба с которыми по существу адекватна цивилизаторской деятельности культурного героя. Иногда сам Гесер — властитель одной из четырёх сторон света — севера. Но, по-видимому, наиболее древняя локализация Гесера — Кром (возможно, от Рум — иранское наименование Византии). Под влиянием индийской и буддийской мифологий отцом Гесера оказывается Брахма или — в ладакской (западно-тибетской) версии и во всех монгольскихИндра (монгольский Хормуста; у западных бурят его место иногда занимает шаманское божество Эсеге Малан-тенгри). По сходству функций либо внешнему облику воплощения Гесера (или его чудесного скакуна) близки ряду персонажей ламаистского пантеона); как божество войны Гесер (тибетский Далха) монгольский Дайсун-тенгри или Дайчин-тенгри) иногда отождествляется с Джамсараном. Более поздним (с конца 18 века) является отождествление Гесера с богом войны в китайской мифологии — Гуань-ди.
____ В культовой практике Гесер как универсальное охранительное божество (подобно большинству шаманских божеств) выступает как покровитель воинов, защитник стад, победитель демонов, податель счастливой судьбы (в том числе охотничьей удачи). В шаманских призываниях Гесер иногда именуется бурханом или тенгри, его называют сыном неба, обитающим поверх высокой белой горной вершины в доме иэ облаков и туманов. В отличие от Тибета, где обожествлены также многие соратники и противники Гесера, у монгольских народов объектом культового поклонения является только Гесер.

Мифологический словарь.
С.Ю.Неклюдов



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz