Йима (Персонажи иранской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Йима
(авестийское, древнеперсидское - Йама)

- в иранской мифологии первопредок человечества, культурный герой, создатель благ цивилизации, устроитель социальной организации общества, владыка мира в эпоху тысячелетнего золотого века. При нём не было болезней, старости, смерти, моральных пороков («Видевдат» II, «Ясна» 9, 1—5). В дозороастрийский период, видимо, играл первенствующую роль, почитался как верховное божество у некоторых иранских племён. Этимологически его имя толкуется как «близнец», «двойник». Образ восходит к индоиранской (для сравнения: первочеловек Яма в ведийской мифологии) и индо¬европейской эпохам (для сравнения: скандинавский Имир), к архаическим мифам о братьях-близнецах, сыновьях солнца. По некоторым версиям мифа, Йима был распилен пополам рукой собственного брата Спитьюры, совращённого злым духом. Отцом Йимы считался Вивахвант (для сравнения: древнеиндийский Вивасват, отец Ямы), воплощение солнца. Сам Йима сохранил черты солярного героя. В «Авесте» он, как правило, смертный, место его действия всегда на земле, в мире людей. Индийские же источники изображают Яму хозяином загробного мира, хотя первоначально он, видимо, мыслился смертным. Из западноиранских текстов 5 века до н.э., найденных в Персеполе, следует, что древнеперсидский Йама не только по имени, но и, видимо, по функциям был ближе к индийскому, нежели авестийскому образу, божеством, а не человеком. В индоиранском близнечном мифе первочеловек — брат и супруг женщины-прародительницы (Яма и Ями в «Ригведе», Йима и Йимак в «Бундахишне», в «Авесте» сестра-жена Йимы — Арнавак [Арнаваз]). Сын Йимы, видимо, Тура. Божественный статус приписан Йиме в «Ардвисур-яште» (V 25); он помещён на священной горе Хукарйа и творит жертвоприношение богине Ардвисуре Анахите ради обретения власти «над богами и людьми». Притязания Йимы на главенство среди богов — черта архаики индоиранских времён, несохранившаяся в остальной «Авесте», «Ригведа» (X, 51, 3) приписывает Яме открытие огня на земле, цивилизаторскую миссию. В иранской традиции Йима возжёг в Хорезме священный огонь жречества Атур-Фарнбаг. В «Видевдате» (II 3 и др.) Йима отклонил предложенные ему богом жреческие обязанности, ограничившись царскими, включён в число парадата. Йима по предписанию Ахурамазды воздвиг в стране Арйана Вэджа убежище праведных — Вару. В ходе формирования зороастрийской ортодоксии изначальная роль Йимы подверглась значительным преобразованиям: у него отняли его ореол идеального владыки «золотого века» и гаранта бессмертия. Утрата золотого века была объявлена Заратуштрой следствием гордыни и грехопадения Йимы. Возник квазиисторический миф о том, как от Йимы отлетел символ его царственного достоинства, хварно (фарн). Вторая глава «Видевдата» и «Хом-яшт» («Ясна» 9, 1 — 11) иносказательно, а «Замьяд-яшт» (XIX) открыто повествуют о передаче хварно Заратуштре. Образ Йимы — дарователя земных благ и телесного бессмертия — стал противопоставляться пророку — реформатору веры, провозвестнику бессмертия духовного. В «Младшей Авесте» первопредком изображён Гайомарт.

Мифологический словарь.
Л.А.Лелеков



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz