Тара (Персонажи буддийской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Тара
(«спасательница»)

- в буддийской мифологии бодхисатва, идам и праджня, наиболее популярный женский мифологический образ, воплощение беспредельного сострадания. В текстах хинаяны Тара не упоминается, в махаяне она занимает второстепенное место, но в ваджраяне и особенно в народном буддизме в ареалах, где распространена ваджраяна (в Тибете, Монголии, Непале), культ Тары в популярности не уступает культам Авалокитешвары, Амитабхи, Ваджрапани, Ямантаки и других главных бодхисатв, будд и идамов. В пантеоне ваджраяны насчитывается 21 Тара (с разными именами). Они представляются одетыми в платье индийской царевны и различаются по цвету, положению рук и ног. Все Тары имеют одну и ту же мантру (молитву). Самые известные — Зелёная Тара (Сяматара) н Белая Тара (Ситатара). Это милостивые ипостаси, остальные же — гневные.
____ Время и место возникновения образа Тары неизвестны, можно предположить, что он появился в 1-й половине 1-го тысячелетия н.э. в Индии. Первые европейские миссионеры, видевшие изображения Тары в Индии, отождествляли её с девой Марией. В Тибете, куда культ Тары начал проникать в 11 веке и достиг кульминации в 14 веке, записано несколько мифов, повествующих о происхождении Тары. По одной версии, Тара родилась от слезы Авалокитешвары, когда тот оплакивал страдания мира. В «Историях идамов» излагается версия, согласно которой многие кальпы тому назад жила принцесса, обретшая дух просветления (бодхичитта). Поэтому монахи сказали, что ей следовало бы в новом рождении появиться в облике мужчины. Принцесса отвергла эту идею, заявив, что не существует таких дхарм, как мужчина и женщина, и поэтому ей всё равно, чей у неё облик; кроме того, многие хотят в облике мужчины достичь нирваны, но очень мало найдётся тех, кто пожелает превратить женственность в средство достижения просветления. После этого она на многие кальпы погрузилась в созерцание и наконец дала перед буддой Амогхасиддхи клятвенное обещание избавлять все существа от мук сансары. Она стала Тарой и, начиная с этого момента, спасает каждый день мириады существ. Тара вошла также в добуддийский миф о происхождении тибетского народа от обезьяны (позднее признанной манифестацией Авалокитешвары) и похотливой горной демоницы, грозившей пожирать каждый день тысячи людей, если обезьяна не уступит её домоганиям. Демоница позднее была признана инкарнацией Тары. Как праджня Тара выступает вместе с Авалокитешварой и с Амогхасиддхой. К Таре нередко обращались и как к идаму. В Тибете верили, что даже простое упоминание её имени может спасти от многих бедствий.
____ Ряд исторических лиц считался воплощением Тары, например жёны тибетского царя Сронцзангамбо — непальская принцесса — воплощением Зелёной Тары, китайская принцесса — Белой Тары; российская императрица Екатерина II была объявлена бурятами-ламаистами воплощением Белой Тары; жена 8-го богдогогэна Монголии считалась воплощением Зелёной Тары.

Мифологический словарь.
Л.Э.Мялль



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz