Хаома (Культовые объекты иранской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Хаома
(хаума)
(авестийское, от hav-, «выжимать»)

- в иранской мифологии обожествлённый галлюциногенный напиток, божество, персонифицирующее этот напиток, и растение, из которого он изготовлялся. Все три воплощения хаомы образуют несомненное единство. Культ хаомы восходит к древнеиранскому периоду, образ хаомы имеет точное соответствие с индийским Сома. Наиболее полные данные о хаоме содержатся в «Авесте», прежде всего в «Яште о хаоме» («Хом-Яшт», «Ясна» 9), следы хаомы обнаруживаются и в иных иранских традициях. Высказывается мнение, что, по крайней мере, часть скифов и сарматов почитала хаому. Несмотря на то что существует ряд гипотез о растении, из которого мог быть при готовлен напиток сома-хаома (кузьмичёва трава, конопля, гриб мухомор, ревень, эфедра и др.), ничего определённого о растении хаома сказать нельзя. Другое название напитка хаома в «Авесте» — мада. Растёт древо жизни хаома у подножия мировой горы Хукарья, посреди озера Ворукаша или рядом с ним, у источника Ардви, его охраняет рыба Кара («Бундахишн» «Меног-и Храт»).
____ Торжественное жертвоприношение хаомы — ясна - гарантировало в зороастрийском ритуале бессмертие для верующих, а также устойчивость миропорядка. Ясна начиналась жертвоприношением быка, затем хаому растирали и смешивали с молоком. Полученные напиток бессмертия посвящался Ахурамазде. Момент смешения сока хаомы с молоком символизировал чудесное явление в мир Заратуштры. С последней в мировой истории ясной, которую сотворяет саошьянт, мир вернётся в изначальное совершенное состояние всеобщего бессмертия. Приготовление хаомы составляло часть ритуала и, как можно судить по косвенным данным, опиралось на миф о гибели божества Хаома расчленённого другими богами, растёртого и употреблённого на приготовление божественного напитка, преодолевающего смерть [обычно эпитет Xаомы «дураоша» толкуют как «отвращающий (преодолевающий) смерть» (в по следнее время наметилась тенденции определять его исходное значение как «острый (резкий) на вкус»]. Один из галлюциногенных эффектов хаомы состоял в изменении (или даже «перевёрнутости») восприятия пространственно-временных и субъектно-объектных отношений. На мифологическом уровне этому могли соответствовать такие парадоксы, как одновременное нахождение хаомы на небе и на земле и особенно совмещение в хаоме ипостасей бога (в частности, Митры — носителя и стража мирового закона), жреца, приносящего ему жертву, и самой жертвы (например, «Ясна» 9, 1—32) Вместе с тем Заратуштра обращается к хаоме и как к человеку («Ясна» 9, 1).
____ Хаома просит Заратуштру, чтобы тот выжал его попить («Ясна» 9, 2). Воздав хвалу хаоме, Заратуштра узнаёт у него, какую награду получили те, кто его выжал. Вивахванту, первым выжавшему хаому, был дан сын Йима; у Атвйи родился сын Траэтаона, поразивший Ажи-Дахаку; у Триты родились два сына: Урвахшая, судья, дающий законы, и дэвоборец Керсаспа; у Пурушаспы родился Заратуштра («Ясна» 4—13). Таким образом, вся древнеиранская священная история строится как результат последовательных выжимок хаомы.
____ Заратуштра восхваляет хаому за то, что он, опьяняя, воодушевляет, дарует силу страсти, способность к обороне, здоровье, целительную силу, развитие, рост, мощь, распространяющуюся на всё тело, знание («Ясна» 17). Благодаря этим дарам Заратуштра побеждает «вражду всех враждебных дэвов и смертных» («Ясна» 18). Хаома характеризуется также как прекраснейший из всего материального мира («Ясна» 1), бледно-жёлтый («Ясна» 30), золотистого цвета и с гибкими побегами («Ясна» 16), хороший, прекрасно и правильно созданный, оказывающий приятное действие, врачующий, победоносный, творец («Ясна» 16), свободный в силу своей мощи («Ясна» 25), он препятствует смерти («Ясна» 7), побеждает вражду, ложь («Ясна» 17), лучше всего приготавливает путь для души, даёт силу упряжке лошадей в состязаний, счастливых сыновей и исполненное верой потомство родителям, святость и знание прилежно занимающимся, супруга и попечителя девицам («Ясна» 22—23). Хаому почитают как господина - властителя дома, общины, округа, страны («Ясна» 27—28) и просят устранить вражду недоброжелателей, покусительства рассерженных, отнять силу из ног, вырвать уши, разрушить дух у обладающих двумя преступлениями («Ясна» 28). Хаому призывают ударить оружием по телу жёлтого дракона, страшного и разбрызгивающего яд, грозящего гибелью верующим в мировой закон — ашу; ударить по телу могучего и кровожадного разбойника, лживого человека, того, кто разрушает жизнь другого, кто не помнит веры в ашу; ударить по телу женщины-колдуньи, вызывающей сладострастие («Ясна» 30—32). Хаома прогнал из своего царства Кересану, уничтожавшего всё, что растёт, и препятствовавшего изучению священных текстов («Ясна» 24). Хаома опоясался принесённым ему Маздой поясом, изготовленным духами, украшенным звёздами, и стал поддержкой и опорой священного слова и благой веры в Мазду («Ясна» 26). Популярность ритуалов, включающих хаому, видимо, заставила Заратуштру ввести его в своё учение, хаома был сделан творцом материальных благ вселенной, а его действия мотивированы появлением самого Заратуштры. Тем не менее есть основания полагать, что отдельные черты культа хаомы (в частности, кровавое жертвоприношение быка или лошади, учреждённое Йимой) не пользовались симпатией Заратуштры (для сравнения: его отказ от напитка хаомы в «Ясне» 32, 14). Этим можно объяснить постепенное вытеснение хаомы из пантеона. Культ хаомы не пережил древнеиранскую эпоху, лишь на иранской периферии (а иногда, видимо, и за её пределами, но там, где были сильны иранские влияния) сохранялись кое-где и в вырожденном виде его следы и само слово «хаома». В настоящее время культ хаомы, изготавливаемого из эфедры, существует у парсов и гебров.

Мифологический словарь.
В.Н.Топоров



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz