Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Фарн
[восходит к древнеиранскому хварна, обычно трактуемому как обозначение солнечного сияющего начала, божественного огня, его материальной эманации (для сравнения: ведийское свар, «свет», «сияние», «блеск», «солнце»), прибывающей силы, нечто желанное, достигнутое. Для сравнения: авестийское хварэна, «слава», «величие», «блеск», «сияние», «харизма» и т.п., древнеперсидское фарна, среднеперсидское хварра, «царская слава», «царское величество», персидское фарр, «блеск», «великолепие», «пышность» и т. п.]
- в иранской мифо-поэтической традиции божественная сущность, приносящая богатство, власть и могущество; державная сила. Видимо, фарн выступал и как неперсонифицированное сакральное начало, и как персонифицированный божественный персонаж. В «Авесте» фарн — обычно некая сакральная благая доля», «хорошая вещь» («Яшт» XVII 6). Им могут владеть божественные персонажи, дарующие его людям («Датастан-и-деник»), сами люди, для которых фарн обычно воплощается в богатстве («Яшт» X 8, «Ясна» 60, 2, 4), доме, жене, детях, скоте, здоровье («Яшт» XV 56). Фарн имеет общие атрибуты с едой, пищей, которая в иранских языках может обозначаться тем же словом, что и фарн, или его производными. Фарн выступает и как добрый дух — охранитель дома, в случае смерти хозяина он покидает дом, если не соблюдены некоторые условия. Особым фарном обладает селение, область, страна, народ. В ряде случаев говорится о фарне, скрытом в глубине вод («Яшт» XIX 51—64), о фарне, связанном с водами и реками, с солнцем, выступающим как даритель фарна («Денкарт»). Иногда фарн реализуется не столько в материальном виде, сколько символически - как счастье, доля, судьба (в этом смысле он сопоставим с греческой Тиха, римскими Фортуной, гением и т.п.). Именно такой фарн свойствен, видимо, ариям в целом, жрецам-кави, Заратуштре («Яшт» X 105). Тот, у кого есть фарн, — «обладатель благой судьбы». Фарн — объект восхвалений («Яшт» XIX), он непобедим и могуществен; он спутник победы, являющийся в виде сияющего огня («Яшт» X 127). Образ сияющего фарна, высшей божественной доли, находящейся в обладании верховной власти (царя), получил воплощение в царском нимбе. Более поздняя традиция усвоила образ фарна как символ незыблемости шахской власти в Иране. Фарн как доля, судьба связывался с брачными и похоронными обрядами. Иранской религиозно-мифологической традиции не было чуждо и представление о плохом фарне, откуда авестийское «обладающий плохим фарном». Основная мифологема о том, как фарн оставляет своего обладателя, связана с Йимой, от которого фарн отлетел в облике птицы варэгна (сокол Варган, инкарнация Веретрагны, «Яшт» XIX 32). Тот же мотив встречается и позже. Фарн не только связан с животными, но и нередко трансформируется в зооморфные образы. Реконструируется (Г.В.Бейли) представление о фарне в виде газели. Широкое распространение, особенно в сасанидском искусстве, получил образ барана как воплощённого фарна. Это также связывает фарн с Веретрагной, воплощавшимся в образе барана. В иранской традиции есть немало примеров, когда фарн изображался в человеческом облике. Вероятно, фарн как особое божество входил в состав согдийского пантеона. В Бактрии у кушан фарн изображался в виде человека в царской одежде. Широко известны изображения мужского божества Фар(р)о на кушанских монетах. Мифологический словарь. |
|