Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Дэвы
(авестийское, дайва; фарси, дэвы)
- в иранской мифологии злые духи, противостоящие благим духам - ахурам. Представления о дэвах восходят к индоиранской и индоевропейской общности; в древнеиндийской мифологии дева - божества (как и родственные им персонажи других индоевропейских традиций), а асуры - демоны. Дэвы, против которых направлена "антидэвовская надпись" Ксеркса, иранского царя 5-го века до н.э. почитались, по-видимому, в одной из областей Ирана как боги: Ксеркс уничтожил их святилище и насадил культ Аурамазды (Ахурамазды). "Видевдат" (среднеиранское "Кодекс против дэвов") - свод законов и религиозных предписаний против дэвов. Они - порождение "злой мысли, лжи" (Друга, "Ясна" 32, 3). Они служат Ангро-Майнью (Ахриману). Их бесчисленное множество, образы дэвов слабо индивидуализированы. Легендарные иранские цари и богатыри выступают как дэвоборцы; главный дэвоборец - Рустам. Согласно дошедшему до нас согдийскому сочинению 5 века н.э. Рустам осадил дэвов в их городе и затем победил в бою. "Шахнамэ" изобилует сюжетами борьбы с дэвами: сын Каюмарса Сиамак погибает от руки черного дэва; впоследствии Хушанг (авестийский Хаошйангха) вместе с Каюмарсом убивают дэвов. Царь Ирана Кай Кавус, желая уничтожить злых духов, отправляется в поход против Мазендерана - царства дэвов, и, ослепленный их колдовством, попадает с дружиной в плен к белому дэву. Кай Кавус призывает на помощь Рустама, и тот побеждает шаха Мазендерана Аржанг-Дэва (шах тщетно пытается спастись от героя, превратившись в камень), а затем убивает белого дэва и освобождает царя. ____ Представления о дэвах сохранились в фольклоре иранских народов; у таджиков дэвы - великаны, покрытые шерстью, с острыми когтями на руках и ногах, ужасными лицами. Дэвы живут в своих логовищах (девлох), в диких, труднодоступных местах, или внутри гор, на дне озер, в недрах земли. Там они стерегут сокровища земли - драгоценные металлы и камни; славятся ювелирным искусством. Обвалы в горах и землетрясения объяснялись работой дэвов в своих мастерских или тем, что дэв "бушует". Дэвы ненавидят людей, убивают их или держат в темницах в своих жилищах и пожирают каждый день по два человека - на обед и на ужин. Они бесчувственны к мольбам пленников и на заклятия именем бога отвечают богохульствами. Однако у таджиков встречаются и предстваления о дэвах как о благодетельных существах: такова Дэви Сафед ("белая богиня"), покровительница прях, по пятницам ей подносили лепешку и воздерживались от работы. Мифологический словарь. |
|