Авалокитешвара (Персонажи буддийской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Авалокитешвара

- один из глав¬ных бодхисатв в буддийской мифологии махаяны и ваджраяны, олицетворение сострадания. Значение и происхождение названия «Авалокитешвара» не вполне ясны. Сложное слово Авалокитешвара (авалокита-ишвара) переводят по-разному: «бог, который смотрит вниз»; «господь, который увидит»; «господь, которого увидели»; «бог взгляда» и т.п.
____ Вполне возможно, что первоначальной формой названия Авалокитешвара было аvаlо-kitasvага («наблюдающий за звуками»), именно такая форма встречается в найденных в Центральной Азии древних рукописях. В ранних китайских переводах буддийских сутр Авалокитешвара имеет название Гуаньинь («наблюдающий за звуками») или Гуаньшиинь («наблюдающий за звуками мира»), которое сохранилось несмотря на предпринимавшиеся с начала 6 века попытки заменить его на Гуаньцзыцзай («наблюдающий суверен»), что можно считать прямым переводом санскритского Авалокитешвара. Образ Авалокитешвары возник в последних веках до нашей эры. В «Сукхавативьюха-сутре», описывающей созданный буддой Амитабха рай сукхавати, Авалокитешвара выступает как эманация Амитабхи. В «Саддхармапундарике» и в «Самадхираджа-сутре» Авалокитешвара играет роль универсального спасителя. Он может принимать разные формы (в общей сложности 32) для того, чтобы спасать страдающих, крики и стоны которых он слышит. Авалокитешвара может выступать как индуистский бог (Брахма, Ганеша, Вишну, Шива и т.д.), как будда, как любое существо и вступать в любую сферу сансары (в том числе и в ад). В более поздней «Карандавьюха-сутре» культ Авалокитешвары достиг апогея. Авалокитешвара здесь почитается гораздо больше будд, ему присваиваются даже некоторые черты бога-создателя. Возникший в Индии культ Авалокитешвары получил особенно широкое развитие в Китае и в других странах Дальнего Востока (для сравнения: японский Каннон). Начиная с 7—8 веков отмечается перемена пола Авалокитешвары; наряду с мужским образом Авалокитешвары возник и женский, позже он вытесняет мужскую ипостась. В ваджраяне Авалокитешвара принимает различные образы и названия. Его изображают то похожим на индийского принца (Синханада Авалокитешвара), то держащим цветок лотоса (Падманани), то четырёхруким (Шадакшари Авалокитешвара), то имеющим 11 ликов и 1000 рук (Экадашамукха Авалокитешвара) и т.д. Связь Авалокитешвара с Амитабхой подчёркивается и здесь, но наряду с тем, что Авалокитешвара обитает в сукхавати, он имеет и собственный рай на снежных горах — поталу. Авалокитешвару ваджраяны почитают в тибетском буддизме, где земными проявлениями его считают главу школы кагьюпа Кармана и главу школы гелукпа — далай-ламу.

Мифологический словарь.
Л.Э.Мялль



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz