Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Атар
(авестийское)
- в иранской мифологии персонификация огня, образ индо-иранской древности (atharyu — эпитет огня в «Ригведе» со значением «пылающий»). По учению «Гат», атар — не самостоятельно действующая сила, но символ и внешнее проявление высшего божества («Гат» 34, 4; 43, 9; 51, 9), иногда его «тело» («Гат» 30, 5; 36, 6, «Яшт» XIII 3 и др.). Индоевропейским представлениям об огненной природе всего бытия соответствует иранский миф о том, что бог создал небо, воды, землю, растения, животных, человека и «во всём этом был распределён огонь» («Затспрам» 1, 20; кратко в «Ясне» 17 и 19). В «Младшей Авесте» атар — сын Ахурамазды («Ясна» 17, 1 и пр.), в отличие от «Гат» он трактовался как отдельная личность с собственной волей. Авестийская традиция подчёркивала родство атара с духовными, а не с телесными силами космоса. По «Видевдату» (XVIII) и «Яшту» (XIX) огонь смертен, его существованию постоянно угрожают силы тьмы, особенно дракон Ажи-Дахака. Атар боролся с ним, в частности за право обладания атрибутом царственности — хварно. Для сравнения также: Спеништа. Мифологический словарь. |
|