Варуна (Персонажи индийской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Варуна

- в древнеиндийской мифологии бог, связанный с космическими водами, охранитель истины и справедливости, главный из адитьев; наряду с Индрой величайший из богов ведийского пантеона. Варуне посвящено 10 гимнов, кроме того, многочисленные гимны посвящены Варуне совместно с Митрой. Только Варуну и Индру называют «вседержитель». Варуна — также самодержец, царь (над миром, над богами и людьми) надо всеми ("Ригведа" II 27, 10; V 85, 3; VII 87, 6; X 132, 4). Варуна наставляет богов, и они следуют его приказам и советам ("Ригведа" IV 42,1; VIII 41, 7; X 6В, 2). Варуна — тот, кто сотворил мир и удерживает его ("Ригведа" IV 42, 3; VIII 41,5); он заполняет воздушное пространство, расширяет землю, освещает небо и землю, укрепляет солнце, измеряет землю солнцем, поднимает на небо; небо и земля подвластны ему; ночь и день — его одежда. Варуна дал движение солнцу; оно его глаз ("Ригведа" I 50, 6), сам он тысячеглаз ("Ригведа" VII 34, 10).
____ Основная черта Варуны — связь с космическими водами во всём их многообразии (мировой океан, образующий внешнюю рамку творения, которая отделяет космос от хаоса; небесные воды — дождь; моря, реки, потоки, подземные воды и т.д.; для сравнения: клятва при воде в связи с Варуной). Варуна изливает космические воды (он бог дождя, "Ригведа" V 85, 3—4), освобождает воды, прокладывает путь потокам, укрывает океан, наполняет море водой, озирает течение рек, находится в реках, в море; реки — его сестры (их семь). Пара Варуна—Митра [поскольку Митра связан с огнём (солнцем)] отражает архаичное противопоставление воды и огня (в брахманической литературе Варуна и Митра противопоставлены друг другу по многим признакам). В отличие от Митры Варуна больше связан с природным, чем с социальным, с ночью, луной, с дальним, с тайным и магией. Он обладает чудесной колдовской силой (майя), ему присущи асурские качества: иногда его называют асурой, хотя чаще он — дева, а изредка — и дева асура ("Ригведа" VIII 25, 4; для сравнения: "Ригведа" VII 65, 2). Вместе с Митрой Варуна моделирует космос в целом, особенно в его магико-правовом аспекте. Иногда Варуна толкуется как обозначение истинной речи. К людям Варуна скорее строг и вообще далёк от них (для сравнения: его неантропоморфность), впрочем Варуна благосклонен к певцам. Варуна не столько дарует блага людям, сколько следит за ними и защищает их от злого начала. Так, Варуна освобождает от страха ("Ригведа" II 28, 6), защищает от злых снов ("Ригведа" II 28, 10), сторожит мысли людей ("Ригведа" VII 41, 1); он выступает против несправедливости, болезни, смерти, колдовства и даже дарует долгую жизнь ("Ригведа" I 25, 12; II 27, 10). Варуна — воплощение мирового порядка (рита), истины. Он высматривает правду и ложь, ищет виновных, карает их (в частности, насылает на грешников водянку; верёвка или петля — его орудие против грешников) и отпускает грехи.
____ Он — хранитель высшего закона и гарантия законосообразности в мире. В ведийских гимнах Варуна связан с Адити (его матерью), Агни и Сомой, Манью, Ушас, Индрой (ряд гимнов посвящён Варуне и Индре совместно). Однако мифологических сюжетов, связанных с Варуной, в ведах немного, и они известны лишь в фрагментах. Помимо космогонического мотива золотого зародыша (солнца) в мировом океане, связывающего Митру с Варуной, в «Ригведе» более или менее полно представлен лишь один мифологический сюжет — история отношений Варуны с Васиштхой ("Ригведа" VII 86—89): мудрец и певец Васиштха, бывший некогда любимцем Варуны (Варуна показал ему смену дня и ночи, взял с собой на корабль, сделал риши и т.п.), прогневал грозного бога (причина гнева Варуны неясна) и впал в немилость; он умоляет Варуну избавить его от кары, но Варуна насылает на Васиштху смертельную болезнь - водянку. Ещё менее ясен сюжет о риши Трита, оказавшемся на дне глубокого колодца и взывающем о справедливости и о заступничестве к Агни и Варуне ("Ригведа" I 105); для сравнения: мотив несения Тритой Варуны в море ("Ригведа" IX 95, 4). У Варуны есть жена Варунани ("Ригведа" II 32, 8; VII 34, 22) или Варуни, позже считавшаяся богиней вина.
____ В послеведийский период Варуна утрачивает своё ведущее положение в пантеоне богов, становится одним из локапал и обычно связывается с Западом, подчиняясь верховной триаде богов индуистского пантеона. После свержения Нахуши с небесного трона Брахма, согласно эпическим источникам, даровал власть над вселенной Индре и тем, кто помог ему вернуться из изгнания (Варуна, Яма, Агни или Сома). В сказании о Нахуше ("Махабхарата" XIII) Варуна призывает Индру вернуться и поразить Нахушу. Вместе с тем в послеведийскую эпоху Варуна продолжает считаться владыкой вод; но власть его существенно ограничивается, а связь с нравственным законом почти полностью затушёвывается. Зато образ Варуны сильно антропоморфизируется, он приобретает многочисленные связи, в том числе и родственные [для сравнения: его сыновья: Бхригу ("Шатапатха-брахмана" XI 6,1,13; "Ваджасанейи самхита Яджурваведы" XXV 9; "Тайттирия-брахмана" III 9, 15, 3), Агастью, Васиштху, дочь Варуни ("Рамаяна" I 46, 26), вышедшая из океана при его пахтанье; его жена или жёны (воды) и т.п.], и входит в большое число сюжетных схем, правда, редко играя в них основную роль.
____ В эпосе и пуранах (по преимуществу) наиболее известные сюжеты с участием Варуны таковы. Соперничество Варуны и Утатхьи, ("Махабхарата" XIII). Варуна похищает Бхадру, дочь Сомы, жену мудреца Утатхьи, и уводит её в свой дворец на дне морском; узнав о похищении жены, Утатхья посылает к Варуне мудреца Нараду, но Варуна прогоняет его; Утатхья, обращается к реке Сарасвати с просьбой не питать более океан водою, а сам осушает океан; Варуна вынужден покориться и вернуть жену мужу. Варуна полюбил апсару Урваши, жену Митры, и она рождает двух сыновей ("Вишну-пурана" IV). Варуна, как и другие боги, при приближении Раваны превращается в лебедя, которому потом дарует красоту. Равана вторгается в царство Варуны, побеждает его сыновей и внуков, вызывает на бой самого Варуну, тот, однако, уклоняется от вызова. Варуна в сказании о Парашураме даёт брахману Ричике тысячу коней, затем он скрывает у себя потомков царя Марутты. Варуна в ряде сюжетов помогает Индре (для сравнения, например: рождение Скандхи, разрушение крепости асур Трипуры и др.). Боги создают богиню Кали, и Варуна дарует ей ноги и петлю, которой она опутывает асурского демона Махиши ("Маркандейя-пурана"). Варуна дарует Арджуне петлю, лук, стрелы, колесницу, с тем, чтобы он достиг неба ("Махабхарата" III). Варуна и белое опахало в одной из версий сказания о пахтанье океана ("Матсья-пурана"). Харишчандра молит Варуну о сыне; Варуна дарует ему сына и требует принести его в жертву; после ряда отсрочек принимается решение отдать Варуне в жертву Шунахшепу ("Айтарейя-брахмана" VII). Варуна вместе с Индрой и Сомой предлагает убить жреца Аурву ("Хариванша" I, Х1^ 76—77). Варуна поёт гимн Кришне, чтобы отвести его угрозы ("Хариванша" II, СХХУП) и т.д. Для сравнения также: сюжеты, связанные с сыновьями или братом Варуны (Агастья, Васиштха, Бхригу, Вивасват и т.д.) или с царством Варуны (например, сказание о нагах), которое наряду с его дворцом ("Махабхарата" II 9) не раз описывается в эпосе. Устанавливается более тесная связь Варуны с нижним царством, смертью (петля становится главным его атрибутом), Варуна является в окружении змей. Брахманы, напротив, подчёркивают ритуальный аспект Варуны (его связь с жертвоприношением раджасуя, "Шатапатха-брахмана" II 196; V 4, 3, 1 и др.).
____ Эволюция образа Варуны (в частности, такие его моменты, как оттеснение Варуны Индрой и близкая связь с Митрой) позволяет восстановить некоторые детали формирования этого божества. Сочетание Митра—Варуна (при том, что Варуна — асура) несомненно родственно древнеиранскому МитраАхурамазда, что надёжно гарантирует индо-иранский характер этой пары (для сравнения: мотив мудрости Варуны, как и его иранского соответствия). Само имя Варуна исследователи сопоставляли с хеттским морским божеством Аруной, с древнегреческим богом неба Ураном, наконец, со славянским Велесом, литовским Велнясом и т.д. Поэтому при сохранении ряда неясностей индоевропейские параллели к этому имени несомненны.

Мифологический словарь.
В.Н.Топоров



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz