Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Ваю
(«ветер», «воздух»)
- в ведийской и индуистской мифологии бог ветра. Ваю тесно связан с Вата. Ему посвящён целиком один гимн в «Ригведе»; в нескольких гимнах он славится вместе с Индрой. Ваю более индивидуализирован, чем Вата, хотя и его характеристики довольно неопределённы (у него приятная внешность, он тысячеглаз, быстр, как мысль, касается неба и т.д.). Ваю рождён двумя мирами ("Ригведа" VII 90, 3), заполняет воздушное пространство ("Ригведа" X 65, 1—2), появляется утром; у него сияющая колесница и множество коней (99, 100, 1000), иногда — быков; с ним в колеснице — сам Индра. Ваю щедр, благосклонен, у него богатства, которые он дарит, он награждает жертвователя сыном, даёт потомство, имущество, коней, быков, славу, предоставляет убежище, рассеивает врагов. Помимо связи с Индрой и с марутами, которых Ваю родил ("Ригведа" I 134, 4), подчёркивается связь с сомой: Ваю имеет право (иногда наряду с Индрой) на первый глоток сомы; сома приятен ему, течёт навстречу и т.д. Однажды упоминается, что Ваю — муж дочери Тваштара ("Ригведа" VIII 26, 21—22). К Ваю обращаются одновременно с Индрой и Парджаньей, ему приносят в жертву животное белой масти ("Майтрайяни-самхита Яджурведы" II 5, 1). Ваю — жизненное дыхание—прана ("Ригведа" I 164, 31—32) и сам возник из дыхания Пуруши ("Ригведа" X 90, 13). ____ В послеведийский период образ Ваю становится более определённым (для сравнения: "Вишнудхарма-пурана" LVIII 1—6; антропоморфное изображение), он входит в ряд сюжетов. Так, в «Рамаяне» (I 1, 17, 35) Ваю влюбляется в дочерей Кушанабхи и, оказавшись отвергнутым, проклинает их; там же ("Рамаяна" IV 1, 32; V 2, 17-22; V 3, 27-34) Ваю выступает как отец Ханумана и Сампатина (в «Махабхарате» он отец Бхимы). В «Бхагавата-пуране» Ваю по просьбе мудреца Нарады разрушает вершину горы Меру, которая падает в море, давая начало острову Ланка. В ряде случаев Ваю сопровождает Индру в битвах; в мифе о победе над Вритрой в версии «Шатапатха-брахманы» (IV) боги посылают на разведку Ваю. В сказании о соперничестве Вишвамитры и Васиштхи из-за коровы Сурабхи ("Рамаяна" I) Индра посылает Ваю и Каму помочь апсаре Менаке. Иногда Ваю выступает как даритель: Карттикее он даёт колесницу (сказание о Сканде — «Матсья-пурана»), Кали — уши, лук и стрелы («Маркандейя-пурана»). Существенно превращение Ваю в одного из хранителей мира (Локапалы), в его власть был отдан северо-запад, его животным (вахана) стал олень («Матсья-пурана»). В «Вишну-пуране» упоминается, что Ваю входит в группу васу. В упанишадах Ваю нередко появляется в списках и при классификациях. Ближайшее мифологическое соответствие Ваю — авестийский Вайю. Мифологический словарь. |
|