Вач (Персонажи индийской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Вач
(«речь», «слово»)

- в древнеиндийской мифологии богиня речи, персонификация речи. В «Ригведе» ей посвящён один гимн (X 125), в котором анаграммируется её имя. Вач обитает на небе и на земле, её лоно в воде, в море; она распространяется по всем мирам, достигает неба, веет, как ветер, охватывает все миры, Вач выше неба и шире земли. Она — владычица и собирательница богатств, наделяет ими всех; тот, кого она любит, становится сильным, мудрым, брахманом, риши; тех, кто ненавидит брахманов, Вач поражает стрелой из лука Рудры. Она порождает споры между людьми и насыщает тех, кто слышит сказанное ею. Вач многообразна. Она несёт Митру, Варуну, Индру, Агни, Ашвинов, Сому, Тваштара, Пушана и Бхагу; вместе с нею — Рудра, васу, Адити, все боги. Её называют божественной, царицей богов ("Ригведа" VIII 89, 10—11). В творении сущего Вач связана с Праджапати (брахманы), а через эпитет Вачаспати, «господин речи»,— с Вишвакарманом и Сомой. В период после «Ригведы» Вач обретает многие связи (генеалогические, родственные, сюжетные). Так, уже в «Атхарваведе» она отождествляется с Вирадж и считается дочерью бога любви Камы, тогда как, по мнению комментатора вед Саяны, Вач — дочь великого риши Амбхрины (от слова со значением «влажный»). В «Тайттирия-брахмане» Вач называют «матерью вед» [то же в «Махабхарате»; в «Айтарейя-брахмане» (VI 15) Вишну тремя шагами приобретает миры, веды и Вач — речь] и женой Индры, содержащей в себе все миры [иногда Вач — атмосферная богиня, а гром называют «голосом (vac) срединного пространства»; для сравнения: «Найгхантука» 5, 5]. Она — одна из жён Праджапати, создавшего воды из мира в образе речи («Шатапатха-брахмана»). В эпический период Вач становится богиней мудрости и красноречия; её начинают отождествлять с Сарасвати и считают женой Брахмы (в «Бхагавата-пуране» она его дочь, а в «Падма-пуране» она дочь Дакши, жена Кашьяпы и мать гандхарвов и апсар). Самый известный мифологический сюжет с участием Вач — выкуп у гандхарвов украденного ими Сомы ценой Вач, превращённой в женщину ("Айтарейя-брахмана" I 27; "Тайттирия-самхита Яджурведы" VI 1, 6, 5; "Майтрайяни-самхита Яджурведы" III 7, 3), для сравнения: мотив Вач, выманивающий у гандхарвов Сому ("Шатапатха-брахмана" III). Образ Вач сложился на основе древнеиндийских представлений о триаде мысль — слово — дело и об особом значении звучащей речи. Указывались параллели между древнеиндийскими теориями слова и некоторыми чертами Вач, с одной стороны, и учением о Логосе в древнегреческой философии — с другой.

Мифологический словарь.
В.Н.Топоров



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz