Ушас (Персонажи индийской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Ушас
(«утренний свет»)

- в древнеиндийской мифологии божество утренней зари. Ушас посвящено 20 гимнов «Ригведы». Она изображается в виде прекрасной девицы, одетой в сверкающий наряд; Ушас показывает себя всей вселенной, обнажает грудь, украшает себя, как танцовщица; её называют сияющей, блестящей, яркой, золотистой, одетой в свет, красующейся и т.д. Ушас выезжает перед восходом солнца на ослепительной колеснице, запряжённой алыми конями или быками, открывает небесные врата (врата тьмы), наполняет вселенную светом, освещает дороги, сокровища, пробуждает всех, приносит богатство, дары, коров, коней, детей (в частности, сыновей), жизнь, славу, даёт убежище и защиту. Руководство Ушас певцами подчёркивается особо: она дарует мастерство ("Ригведа" I 48, 12), наставляет, вдохновляет певца. Ушас производит на свет солнце ("Ригведа" VII 78, 3), готовит ему путь ("Ригведа" I 113, 16), приводит его; появляется с лучами солнца, состязается с Сурьей, приходит к нему, выходит из сестры-ночи ("Ригведа" IV 52, 1), сменяя её ("Ригведа" X 127, 3). Ушас прокладывает путь и людям: она приготавливает дороги, осматривает их, освещает. Сама Ушас живёт в твердыне на горе. Она — дочь неба, но в то же время рождена Сурьей ("Ригведа" II 23, 2), и она его жена ("Ригведа" VII 75, 5). Вместо с тем Ушас — мать Ашвинов ("Ригведа" III 39, 3), богов ("Ригведа" I 113, 19), коров и даже мать сложения гимнов ("Ригведа" V 47, 1); она — сестра ночи и богов, в частности Адитьев, любовница своего отца, Сурьи, Солнца, видимо, Пушана ("Ригведа" V 55); особенное значение придаётся инцестуозным отношениям с отцом-небом. Наиболее тесны связи Ушас с солярными божествами (Сурья, Савитар, Ашвины, Агни и т.п.). Она — «наиболее подобная Индре» ("Ригведа" VII 79, 3), и вместе с тем именно с Индрой возникает у неё конфликт: опьянённый сомой, Индра разбивает ваджрой колесницу Ушас, но она сама успевает скрыться. В «Айтарейе-брахмане» (VII) Шунахшепа возносит мольбы к Ушас. Вне «Ригведы» она появляется очень редко и вскоре в послеведийскую эпоху полностью исчезает, хотя её весьма косвенные следы видят в образе помощника солнца Уши. Архаичность образа Ушас несомненна; её сравнивали с ипостасями женских божеств типа Великой матери, засвидетельствованных в текстах и в изобразительном искусстве, в частности в Индии времён Мохенджо-Даро. Образ Ушас восходит к индоевропейскому представлению о заре.

Мифологический словарь.
В.Н.Топоров



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz