Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Сурья
(мужской род, буквально «солнце»)
- в древнеиндийской мифологии солнечное божество. В «Ригведе» ему посвящено 10 гимнов. В ряде случаев трудно решить, идёт ли речь о божестве или о самом солнце. Сурья малоантропоморфен, но он сам — глаз, всевидящее око богов, особенно Митры и Варуны, иногда Агни. Он — всезнающий и всевидящий, озирающий весь мир, взирающий на добро и зло, у него быстрый взгляд. Он рождается на востоке, приветствуемый певцами, выходит из небесных врат и в течение дня обходит землю ц небо, ограничивая день и ночь ("Ригведа" I 50, 7). Сурья движется по небу без коней и упряжи ("Ригведа" I 152, 5), хотя не раз упоминаются и его кони, семь коней ("Ригведа" V 45, 9), колесо ("Ригведа" VII 63, 2); иногда Сурья изображается в виде птицы или даже летящего ежа. Основное действие Сурьи — изливание света, сияния, им он озаряет мир и разгоняет тьму, болезни, врагов. Его лучи уподобляются семи кобылицам, везущим его колесницу. Сурья исцеляет людей при помощи «медовой» терапии — «мадхувидья» ("Ригведа" I 191); его же просят о богатстве, здоровье, процветании, потомстве. Он поддерживает небо («столп неба», "Ригведа" IV 13, 5), его создали боги, которые поместили его на небо («сын неба»; "Ригведа" X 37, 1, 5, 7), после того как он был скрыт в океане. Путь Сурьи указан адитьями (он сам иногда называется этим именем), этот путь приготовлен Варуной, Пушан — его посланец. Отец Сурьи — Дьяус, мать — Адити. Ушас упоминается как его жена ("Ригведа" VII 75, 5), за которой он следует; иногда же говорится, что Сурья рождён вместе с Ушас. Дочь Сурьи — Сурья (женский род). Теснее всего Сурья связан с адитьями, Ушас, Агни, а также с Сомой, который однажды назван родителем Сурьи ("Ригведа" IX 96,5). В ряде случаев функции Сурьи и Савитара полностью совпадают. В «Ригведе» есть упоминания о победе над ним Индры ("Ригведа" X 43,5) и похищении им его колесницы ("Ригведа" I 175, 4; IV 30, 4). Этот мотив обычно толкуется как образ затмения солнца грозовой тучей. В послеведийскую эпоху Сурья постепенно становится локапалой юго-востока. ____ В эпосе Сурья получает многочисленные новые наименования (Дхаумья перечисляет 108 из них, "Махабхарата" III 3) и входит в значительное число сюжетов. Один из них связывает Сурью с Раху, преследующим его. Сурья в гневе грозит испепелить своими лучами весь мир. Богов охватывает страх, и Брахма велит Гаруде взять своего брата Аруну и поместить его на колеснице Сурьи, чтобы он своим телом заслонил мир от жгучих лучей Сурьи. Аруна становится колесничим Сурьи и божеством утренней зари ("Махабхарата" I). Сыном Сурьи от Кунти был Карна («Махабхарата»); в эпизоде с участием Сурьи и Джамадагни солнце спускается с белым зонтом, чтобы успокоить разгневанного мудреца ("Махабхарата" XIII 95). В «Рамаяне» Сурья включается в новые родственные связи; так, упомина¬ется его жена Суварчала, сыновья Сугрива, Швета и Джьотирмукха. В одном из эпизодов Равана поднимается на небо и ищет поединка с самим Сурьёй ("Рамаяна" VII); Сурье принадлежит небесный конь Уччайхшравас, вышедший из амриты при пахтанье океана. Наблюдаются и некоторые сближения Сурьи с Вишну. В частности, Лакшми, обычно выступающая как жена Вишну, иногда оказывается женой Сурьи. ____ Образ Сурьи находит мифологические и языковые параллели в древнеиранской и древнегреческой традициях. Мифологический словарь. |
|