Сома (Культовые объекты индийской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Сома
(от глагола «выжимать»)

- в древнеиндийской мифологии божественный напиток и божество этого напитка (позже и луны) — Сома Павамана («очищающийся»). По числу упоминаний в «Ригведе» Сома стоит среди богов на третьем месте (после Индры и Агни). Мифологический образ Сомы, как и культ растения и напитка, индоиранского происхождения (Хаома).
____ В древнеиндийской религиозной практике приготовление сока сомы составляло содержание особого ритуала. Стебли сомы (растение точно идентифицировать не удаётся) вымачивали в воде, выжимали с помощью давильных камней, процеживали через сито из овечьей шерсти, разбавляли водой, смешивали с молоком или ячменём и разливали по деревянным сосудам. Питьё сомы (видимо, галлюциногенного напитка), в отличие от суры (хмельного напитка), вызывало экстатическое состояние; сому жертвовали богам, особенно Индре, полагая, что она даёт бессмертие и силу для подвигов. В «Ригведе» сообщается, что сома происходит с неба, но растёт на земле, на горах; его мать — Синдху; у него сочный, обильный молоком стебель; он называется ванаспати («господин леса»).
____ Небесный Сома (персонифицированный образ напитка) не всегда чётко отли¬чим от сомы-напитка. Сома как бог наделя¬ется сотнями эпитетов («всевозбуждающий», «всезнающий», «небесный», «возлюбленный»); говорится о его силе, славе, мудрости, оружии. Сома — господин мира, царь мира, бог над всеми богами ("Ригведа" IX 42, 2; 65, 2); господин неба, первый творец. Он носит небо и родитель неба; вместе с тем он — дитя неба; небо и земля несут его, и он же носитель земли, господин вод, рождён как солнце. Находясь над всеми мирами ("Ригведа" IX 54, 3; 66, 2), Сома озирает творение богов и людей, заставляет сиять солнце, входит как друг в океан, соревнуется с солнцем и т.п. Сома связан с законом (он — господин закона), приносит богатство, счастье, жизненную силу, еду, находит путь, приводит воду, увеличивает блага, приходит на помощь, награждает певцов, одаряя их мастерством. Сома удаляет болезни, побеждает неприятеля, убивает чудовищ, поражает злоречивых.
____ Связь Сомы с луной обнаруживается, уже в ведийский период. В брахманах и позже эта связь становится особенно очевидной, и Сома превращается в бога луны, покровителя растительности; (считается, что лунный свет способствует росту растений, сама луна связана с росой, влагой и т.п.). В эпосе Сома становится локапалой северо-востока. В «Ригведе», как правило, упоминаются лишь отдельные мотивы: Сома принесён орлом (для Ману) или соколом с высочайшего неба, со скалы, где он был укрыт; его рождение было на высоте; его открывают (как взращённого Парджаньей быка его приводит дочь Сурьи, его приводят гандхарвы, "Ригведа" IX 113, 3). Сома находит на небе напиток богов ("Ригведа" IV 44, 23), коров в укрытии ("Ригведа" X 108, 11), сокровища Пани. (IX 111, 12); он поражает Вритру ("Ригведа" IX 61, 20), Сома — «убийца Вритры» ("Ригведа" IX 25, 3; 28, 3; 37, 5), в битве с которым он участвует на стороне Индры, вскормленного сомой. Индре удаётся выпить напиток с избытком даже тогда, когда хранитель сомы Тваштар за убийство его сына Вишварупы отказывается пригласить Индру на питьё этого напитка; из сомы и огня Тваштар создаёт дракона Вритру. В свадебном гимне «Ригведы» Сома — жених Сурьи, дочери Савитара ("Ригведа" X 85). Показательно, что Сома — дитя Парджаньи, бога, связанного с грозой. Жена Парджаньи и, следовательно, видимо, мать Сомы — земля (в другом месте мать Сомы — Паджра). Этой генеалогией можно объяснить посредническую (между землёй и небом) функцию Сомы. В эпосе отец Сомы — Атри, второй сын Брахмы, мать — Анасуя; иногда отцом Сомы называют Дхарму, Прабхакару и др. Брахма отдаёт во власть Соме планеты, звёзды, растения, жертвоприношения и жрецов. Сома первым совершает обряд посвящения на царство (раджасуя), но презрев благие обеты, Сома похищает у своего двоюродного брата Брихаспати его жену Тару, у которой вскоре рождается сын Будха ("Вишну-пурана" IV). Известен сюжет и о 27 жёнах Сомы, дочерях Дакши. В некоторых текстах Сома отождествляется с Ямой. В эпосе же повествуется о вражде Сомы с демоном Раху, пытающимся проглотить луну. В «Рамаяне» рассказывается, как Равана на небесах приближается к обители Сомы, как он, скованный холодом луны, пускает стрелы в неё и как Брахма приходит на помощь Соме, умиротворив Равану.

Мифологический словарь.
В.Н.Топоров



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz