Шива (Персонажи индуистской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Шива
(древнеиндийское, «благой», «приносящий счастье»)

- в индуистской мифологии один из верховных богов, входящий вместе с Брахмой и Вишну в так называемую божественную триаду (тримурти). В качестве самостоятельного божества Шива был включён в пантеон сравнительно поздно (около 200 года до н.э.), однако истоки его культа уходят в глубокую древность. На печатях, найденных при раскопках городов долины Инда (3—2-е тысячелетия до н.э.), имеется изображение трёхликого и рогатого божества, окружённого зверями, в котором можно усмотреть прототип Шивы в его функции «хозяина животных» (Пашупати). Многие атрибуты Шивы были присущи ведийскому Рудре, в дальнейшем один из эвфемистических эпитетов Рудры — Шива стал основным именем бога, и, наоборот, его былое имя Рудра — эпитетом. О позднем и не вполне органичном вхождении Шивы в индуистский пантеон рассказывает миф о жертвоприношении Дакши. Согласно одной из версий этого мифа ("Махабхарата" XII 283—4; "Ваю-пурана" 30; "Вишну-пурана" I 8, и др.), Шива первоначально был отстранён от жертвоприношений богов, но однажды, не приглашённый на жертвоприношение Дакши, в гневе уничтожил жертву и согласился восстановить её лишь после того, как ему была обещана в ней постоянная доля. В процессе длительной ассимиляции в Шиве были синтезированы черты различных арийских и неарийских богов с их собственными культами и функциями. Эти черты иногда противоречиво переплетаются в образе Шивы и отражены в его эпитетах. Шива — «яростный» (Угра) и «милостивый» (Шамбху), воплощение времени (Кала) и водной стихии (Джаламурти); ему приносят человеческие жертвы ("Махабхарата" II 20), и он — истребитель демонов, уничтоживший одной стрелой крепость асуров — Трипуру ("Шатапатха-брахмана" III 4, 4; "Махабхарата" VIII 24; "Матсья-пурана" 125, 40; "Шива-пурана" II 5). Вместе с тем для своих адептов-шиваитов, представляющих одно из двух главных направлений в индуизме, Шива — высшее существо, олицетворяющее созидающие и разрушающие силы в универсуме: Махадева («великий бог»), Махешвара («великий господин»), Бхава («сущее») и т.п.
____ Воплощением космической энергии Шивы, регулирующей мировой порядок, является его оргиастический танец — «тандава», который Шива в качестве Натараджи («царя танца») исполняет вместе со своей женой Деви на теле убитого им асуры Апасмары (для сравнения: дионисийский культ). Согласно одному из пуранических мифов, змей Шеша покинул Вишну и много лет совершал покаяние, чтобы быть допущенным к танцу Шивы. По другому мифу, Шива покорил своим танцем 10 000 враждебных ему аскетов. Те вначале пытались ему противиться и сотворили свирепого тигра, бросившегося на Шиву, но Шива содрал с него шкуру и сделал из неё для себя накидку; они наслали на него змею и антилопу, но Шива надел змею на шею, как ожерелье, а антилопу навечно зажал в своей левой руке. Тогда аскеты, а за ними и все боги признали над собой власть Шивы. Представление о созидающей энергии Шивы воплощено в его основном символе — линге-фаллосе. Изображения линги в виде каменной колонны, покоящейся на йони — женском символе, распространены по всей Индии и являются главным объектом культа Шивы. В «Махабхарате» (XIII 14, 33) мудрец Упаманью говорит, что знак творения — не лотос (эмблема Лакшми), не диск (Вишну), не ваджра (Индра), но линга и йони, и потому Шива — верховный бог и творец мира. Согласно другому мифу, во время спора Брахмы и Вишну, кого из них почитать творцом, перед ними вдруг возник пылающий линга необозримой величины. Пытаясь найти его начало и конец, Вишну в виде кабана спустился под землю, а Брахма в виде гуся взлетел в небо, но оба не достигли цели. Тогда они признали Шиву величайшим из богов ("Линга-пурана" I 17; "Шива-пурана" II 5; "Ваю-пурана" 55, 21—61). Сходный аспект культа Шивы отражён также в представлении о нём как о двуполом существе — Ардханаришваре, с правой — мужской и левой — женской половинами ("Матсья-пурана" 260, 1-10, и др.).
____ Будучи богом-созидателем, Шива — одновременно и бог-разрушитель; в частности в этой функции он по преимуществу выступает в верховной индуистской триаде, где ему отведена роль уничтожителя мира и богов в конце каждой кальпы. С этим связаны многие устрашающие черты облика и культа Шивы. Свиту Шивы составляют праматхи («мучители»), бхуты, веталы и пишачи — злые духи и оборотни, живущие на кладбищах в питающиеся человеческим мясом. Ещё более грозны существа, представляющие собой эманацию духа Шивы: тысячеголовый и тысячерукий Вирабхадра, исторгнутый изо рта Шива ради разрушения жертвоприношения Дакши; имеющий львиную голову Картимукха, рождённый гневом Шива для уничтожения Раху; Бхайрава («ужасный») — чудовище с гигантскими клыками, опоясанное черепами и змеями, которое Шива сотворил из своего лба, чтобы отомстить Брахме. По одному из мифов, Шива, разгневавшись на Брахму, отсёк у него пятую голову, но за это был осуждён на вечный аскетизм. В качестве «великого аскета» (Махайогина) Шива изображается голым, с телом, покрытым золой, со вставшими копной волосами, с серьгами из змей и ожерельем из черепов, сидящим на тигровой шкуре и погружённым в глубокую медитацию.
____ Посредине лба Шивы — третий глаз, который появился у него, когда жена Шивы Парвати, подойдя к нему сзади, накрыла ладонями два других глаза. Этот глаз Шивы особенно губителен: его пламенем он сжёг бога любви Каму, когда тот пытался отвлечь его от аскетических подвигов. Волосы Шивы украшает серп месяца, и сквозь них протекает река Ганга, которую Шива, когда она падала с неба, подхватил себе на голову, чтобы тяжестью своих вод она не разрушила землю. С тех пор как Шива во время пахтанья богами океана выпил яд калакуту, способный отравить и сжечь вселенную, его шея — синего цвета, а тело окружено огненным полукружьем. На многих изображениях Шивы у него пять (или четыре) лиц и четыре руки. В руках он держит трезубец (тришулу), маленький барабан в форме песочных часов (дамару), боевой топор или дубинку с черепом у основания (кхатвангу), лук (аджагаву), сеть (пашу), антилопу и т.д. Со своей женой, имеющей множество имён и ипостасей (Деви, Парвати, Дурга, Кали, Ума и др.), Шива живёт на вершине Кайласы. У него два сына: бог войны Сканда и предводитель его свиты (ганы) слоноподобный бог Ганеша. Ездовое животное (вахана) Шивы и его постоянный помощник — бык Нандин. В пуранах перечисляются 1008 имён, или эпитетов Шивы. Помимо названных ранее, среди них наиболее известны: Бхутешвара («господин бхутов»), Вишванатха («владыка всего»), Гангадхара («носящий Гангу»), Гириша («властитель гор»), Джатадхара [«носящий копну (волос)»], Ишана («властитель»), Ишвара («господин»), Капалмалин («с гирляндой из черепов»), Махеша («великий владыка»), Нилакантха («с синей шеей»), Панчанана («пятиликий»), Стхану («твёрдый»), Трилочана («трёхглазый»), Чандрашекхара («увенчанный месяцем»), Хара («уносящий»), Шанкара («благодетельный») и др.

Мифологический словарь.
П.А.Гринцер



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz