Рудра (Персонажи индийской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Рудра
(объясняется по-разному от глагола «реветь», в связи с «родас», «земля»)

- в древнеиндийской мифологии божество, персонифицирующее грозу, ярость, гнев; ведийский предшественник Шивы. В «Ригведе» ему посвящено три гимна. Подчёркивается разрушительная сила Рудры, его яростный нрав (Рудра считается отцом марутов — рудриев). Рудра — убийца (один из эпитетов — «мужеубийца»); к нему обращаются с просьбой не убивать ни большого, ни малого, ни выросшего, ни отца, ни матери, не наносить вреда телу, семени, жизни, коровам и лошадям. Смерть насылается Рудрой и непосредственно, и через яд, через лихорадку. Живёт он на севере, с которым, как и с западом, связано в древнеиндийской модели мира всё плохое. Рудра юн, быстр, силён, неуязвим, у него твёрдые члены, спутанные волосы, прекрасные губы; он улыбается, как солнце. Вместе с тем он свиреп и разрушителен, как ужасный зверь ("Ригведа" II 33, 11), он — «красный вепрь неба» ("Ригведа" II 33, 7) и бык, отец мира ("Ригведа" VI 49, 10) и великий асура небес ("Ригведа" II 1, 6). У него колесница, в руке — молния или палица, лук и стрелы (в «Атхарваведе» он не раз называется лучником). В поздних самхитах он тысячеглаз ("Атхарваведа" II 2, 2, 7; "Ваджасанейи-самхита" XVI 7); его живот чёрен, а спина красна ("Атхарваведа" XV 1, 7—8), у него синяя шея ("Ваджасанейи-самхита" XVI 7); он медного цвета (или красного), носит шкуру, живёт в горах ("Ваджасанейи-самхита" III 36; XVI 2—4, 51). Он — многоформен. Связанный со смертью, Рудра может и отвращать смерть: его просят о лекарствах, дающих долгую жизнь, его называют исцелителем и лучшим из врачей. Оргиастические черты Рудры неотделимы от связываемых с ним представлений о плодородии и жизни. Он окружён зооморфными символами сексуальной силы. Оплодотворяющий дождь — одно из средств Рудры против слабости. К Рудре обращаются с просьбой: «Да размножимся мы, о Рудра, через детей» ("Ваджасанейи-самхита" II 33, 1); о нём говорят: «Да создаст он благо нашему скакуну, здоровье барану и овце, мужчинам и женщинам, быку». С Рудрой связывают понятие жизненной силы ("Ваджасанейи-самхита" VII 36, 5), упоминают о его милости, дружбе, готовности защищать и творить благо. Таким образом, Рудра соотносим со всеми членами комплекса — «смерть — плодородие — жизнь»; недаром его называют Трьямбака, «имеющий трёх матерей» (то есть три космических царства). Преимущественные связи Рудры — с марутами, Сомой (в «Ригведе» еще и с Агни, Вач, Вишну). Жена Рудры, она же подруга марутов, — Родаси (как жена упоминается и Рудрани), буквально «земля и небо» (для сравнения: мифологический мотив превращения Рудры в быка, брака с землёй, принявшей облик пятнистой коровы, рождения 37 сыновей-воинов — марутов, ставших спутниками Индры).
____ Наиболее известный миф о Рудре, дошедший в разных версиях, в том числе и более поздних, связан с историей жертвоприношения Дакши. В другом мифе боги сами призывают Рудру, чтобы покарать Праджапати за его преследования собственной дочери Рохини (наконец, иногда и сам Рудра рассматривается как плод кровосмесительной связи). Рудра участвует как предводитель богов в битве с асурами, возглавлявшимися Ушанасом, из-за Тары ("Вишну-пурана" IV и др.). Тем самым Рудра выступает в качестве покровителя рода Ангирасов (сам Ангирас, как иногда и Рудра, считается сыном Брахмы; Рудра вышел из его головы).
____ В послеведийской мифологии из культа Рудры развивается культ Шивы. Само имя Рудра (и его эпитеты Пашупати, «хозяин скота», Шарва и т.д.) стало одним из прозвищ Шивы. Иконография Шивы также позволяет разъяснить некоторые черты Рудры. Рудра возник на индо-арийской почве, хотя некоторые сходные черты прослеживаются и в соседних ареалах (к северо-западу от Индии) или в других культурах (например, в древнейшей цивилизации долины Инда). Из типологических параллелей особенно интересны: Рудра и крот — Аполлон и мыши (Аполлон Сминфей — «мышиный»).

Мифологический словарь.
В.Н.Топоров



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz