Пушан (Персонажи индийской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Пушан
(вероятно, от глагола «расцветать»)

- в древнеиндийской мифологии божество, связанное с солнцем, с плодородием, с путём. В ряде случаев отмечаются антропоморфные черты Пушана и портретные детали (топчущая нога, правая рука, взлохмаченные волосы и борода, беззубость); его атрибуты — золотой топор, шило, стрекало, колесница, запряжённая козлами вместо коней. О солнечной природе Пушана свидетельствуют его нахождение на небе, постоянное движение, наблюдение за всеми существами. Золотой корабль Пушана движется в небесном море ("Ригведа" VI 58, 3). Небесный путь Пушана цикличен, он связан с вечным повторением, у него два пространственно-временных фокуса: Пушан родился на высоте и вторично — в глубине, в яме; рождение было в ночи года ("Ригведа" VI 58, 1), в середине ночного часа, на юге; в другой раз он родился в середине года на севере. Эти два положения Пушана (зенит и надир) определяют два направления — вниз и вверх и вертикаль, соединяющую их и символизируемую образом Аджа Экапада, в названии последнего скрыто обозначение козла, животного Пушана. Сюжетно Пушан также связан с солнцем: он женится на дочери солнца, является послом солнечной Сурьи и т.д. Одна из основных черт Пушана — его отношение к пути: он — «повелитель пути» ("Ригведа" VI 53, 1), охранитель дорог, спаситель от ложных путей. Пушан знает пути истины, находит путь к богатству, провожает умерших по пути предков ("Ригведа" X 17, 3—5; "Атхарваведа" XVI 9, 2; XVIII 2, 53; отсюда связь с Ямой и просьбы типа: «Пусть Яма, Пушан защитят нас от смерти», "Атхарваведа" XIX 20, 1). Путь Пушана приводит к избавлению от амхас, хаотического обуживающего начала, к выходу в мир широкого космического пространства, поэтому его называют «избавителем», «освободителем», «сыном избавления». Пушан заполняет воздушное пространство. Он приносит пищу, богатство, успех, открывает сокровища, предоставляет убежище, он — хранитель скота и пастух всего сущего, он щедр, доброжелателен (в частности, к поэтам, покровителем которых он считается, для сравнения: "Ригведа" II 40, 6; VI 55, 3, 5; VIII 4, 16; IX 67, 10); Пушан связан узами дружбы со всеми богами, всегда готов прийти на помощь; он защищает своих приверженцев и враждует с клеветниками, ворами, разбойниками. Пушан вручает невесту жениху ("Ригведа" X 85; для сравнения: "Атхарваведа" XIV 1, 15, 33 — о роли Пушана в свадебном ритуале). Идея максимального плодородия, особой сексуальной силы отражена в мотивах инцеста, относящихся к Пушану: он — любовник своей сестры и претендует на то, чтобы стать женихом своей матери ("Атхарваведа" VI 55, 4—5), для сравнения: мотив обилия волос и отсутствия зубов ("Ригведа" IV 30, 24) у Пушана. Беззубость Пушана объясняется в истории жертвоприношения Дакши ("Шатапатха-брахмана" I 7, 4, 1—9; "Тайттирия-брахмана" II 6, 8, 3—5; «Каушика-брахмана» VI 13, для сравнения также: эпические версии): не приглашённый на жертвоприношение Рудра выбивает концом своего лука зубы Пушану (а потом, смилостивившись, возвращает их ему). Есть основание усматривать в этом эпизоде переосмысление одного из мотивов архаической схемы — наказание Пушана за некий грех (нарушение пищевого запрета? — отсюда каша как еда Пушана) частичным поражением. Есть свидетельства ещё одного мотива — помощь Пушана своему другу и брату Индре во время его битвы с Вритрой (для сравнения: "Ригведа" VI 57, 1—3). Пушан связан и с Ашвинами и Праджапати, выступающими как его отцы; с Вач, которая несёт его, с Ваю. Позднее роль Пушана становится менее значительной; его имя появляется всё реже и реже. В ритуале Пушан ведёт жертвенную лошадь к месту жертвоприношения. В целом для Пушана характерно сочетание небесных и хтонических (он друг неба и земли, "Ригведа" VI, 58, 4), антропоморфных и териоморфных черт. Индоевропейские истоки Пушана очевидны, для сравнения: древнегреческий Пан, прусский Пушкайтс и косвенно имя авестийского демона Апаоши.

Мифологический словарь.
В.Н.Топоров



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz