Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Пуруша
(«человек», от глагола со значением «наполнять»)
- в древнеиндийской мифологии первочеловек, из которого возникли элементы космоса, вселенская душа, «Я»; в некоторых философских системах (например, санкхья) Пуруша — вечное, сознающее, но инертное начало, соединяющееся с пракрити, в результате чего возникает мир множественности (вещей). Пуруше посвящён гимн в «Ригведе» (X 90). В нём Пуруша выступает в функции материального «заполнителя» вселенной. Для Пуруши характерны: многочисленность или многосоставность (он тысячеглаз, тысяченог, тысячеглав), большие размеры (он повсюду, со всех сторон покрывает землю, четверть его — все существа, три четверти — бессмертное на небе), власть над бессмертием, свойство «быть родителем своих родителей» (от Пуруши родилась Вирадж, а от неё — Пуруша) и ряд особенностей как первожертвы. Он приносится в жертву богам путём расчленения на составные части, из которых возникают основные элементы социальной и космической организации: рот - брахманы — жрецы, руки — раджаньи или кшатрии — воины, бёдра — вайшьи — земледельцы, ноги — шудры — низшее сословие (отражение сословной структуры варн); дух — луна, глаз — солнце, уста — Индра и Агни, дыхание — ветер, пуп — воздушное пространство, голова - небо, ноги — земля, ухо - стороны света и т.д. Тем самым Пуруша стал образом перехода от единой целостности к множественной расчленённости, он тот, кто нейтрализует противопоставление «быть единым» — «быть многим». Расчленение Пуруши создаёт новый тип космической организации — вселенную широких пространств, место спасения от косного и обуженного хаоса. Мотивы Пуруши в «Атхарваведе» (X 2), «Шатапатха-брахмане» (VI 1, 1, 8), упанишадах (для сравнения: особенно «Айтарейя-упанишада») в совокупности с текстами, посвящёнными жертвоприношению Пуруши (ритуал пурушамедха), позволяют реконструировать исходный обряд жертвоприношения человека, расчленения его на части и отождествления их с элементами космоса. Одновременно Пуруша предстаёт и как космический разум: он «знаток вед», в него «вложена мысль». Действия и людей, и богов — проявления его всеобъемлющей активности. ____ Более поздние ведийские тексты предлагают ряд новых отождествлений: Пуруша — это Праджапати, Праджапати — это год, этот Пуруша — тот же самый как в эфире, так и в небе ("Джайминия-брахмана" II 56); Пуруша — время ("Гопатха-брахмана" V 23); Пуруша — на солнце, на луне - ..., он — жизнь, он — Праджапати ("Джайминия-брахмана" II 62). Далее Пуруша идентифицируется с Брахманом (для сравнения: "Шатапатха-брахмана" X 6, 3, 2). В упанишадах Пуруша — жизненный принцип, одушевляющий людей и другие существа (иногда Пуруша отождествляется с Атманом). Таким образом, Пуруша постепенно становится важным понятием древнеиндийского умозрения, в частности при классификациях; мифологические же функции Пуруши передаются другим персонажам (для сравнения: видение мудреца Маркандейи в «Матсья-пуране»: древний Пуруша и Вишну-Нараяна или Пуруша как имя Брахмы). Мифологический словарь. |
|