Маруты (Персонажи индуистской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Маруты

- в ведийской и индуистской мифологии божества бури, ветра, грома и молнии (в «Ригведе» к ним обращено 33 гимна). Маруты составляют целую группу божеств, их трижды семь, трижды шестьдесят (или всего семь: Ваювега, Ваюбала, Ваюга, Ваюмандала, Ваюджвала, Ваюретас и Ваючакра, разные виды ветров). Среди них нет старших и младших, они одинаковы, как близнецы, единодушны. Маруты — братья. Их отец — Рудра, отчего они называются иногда рудрами или рудриями; их мать — Пришни (буквально — «пёстрая», обозначение коровы), они рождены коровой, доят вымя Пришни. Их называют «пришниматарах», «имеющие Пришни матерью» или просто «гоматарах», «имеющие корову матерью», Вместе с тем они сыновья Адити ("Ригведа" X 77, 2), родились из молнии ("Ригведа" I 23, 12) или даже сами возникли из себя ("Ригведа" I 168, 2). Маруты изображаются прекрасными юношами, они огненны, могучи, на них сверкающие одежды; их оружие — золотые топоры, копья-молнии, луки и стрелы, дубинки, ножи; они мчатся на колесницах, запряжённых антилопами или лошадьми, по воздуху, по небу, через горы и деревья, от подземного царства до небесного. Тогда они ужасны, дики, полны гнева. Когда маруты мчатся, раскалываются скалы и горы, гнутся деревья, сотрясаются крепости, ревёт небо, земля дрожит от страха, делается темно. Маруты изливают дождь (иногда фигурально: пот, жир, мёд, молоко), подымают шум, вызывают гром и молнии, ветер, образуют туманы, заставляют течь водные потоки, громко поют (для сравнения: связь их с певцами). У марутов просят лечебных средств, дождя, богатств, скота, славы, освобождения, а также пощады от убийства. Толпа марутов обычно сопровождает Индру, особенно на битву. Маруты — воины, но непосредственного участия в убийстве демонов не принимают, хотя и помогают Индре ("Ригведа" VIII 7, 23—24). Они искусны в колдовстве, творят чудеса. Марутов сравнивают с солнцем, огнём, молнией, ветром, небом, водными потоками, горой, птицами, лебедями, соколом, антилопой, быком, буйволом, телятами, лошадьми, детьми, днями и т.п. Кроме связей с Рудрой и Индрой, маруты входят в микромотивы с Парджаньей, Ваю, Сомой, Тритой, Вишну, Ушанасом, Парушни и др. В мифах маруты играют вспомогательную роль (для сравнения: эпизоды, связанные с битвами Индры против Вритры, Валы, Раваны и др.). Иногда маруты покидают Индру в бою или даже вступают с ним в конфликт. Так, на основании «Ригведы» (I 170), «Тайттирия-брахманы» (II 7, 11, 1), «Катха-упанишады» (I 139, 13) восстанавливается следующий сюжет: певец-риши Агастья посвятил жертву марутам, но она была присвоена Индрой; маруты возмутились и выступили против Индры, вмешательство Агастьи привело к примирению сторон. В «Рамаяне» Индра разбивает молнией нерождённого сына Дити на 49 кусков и превращает их в марутов (сходный сюжет известен и в пуранах). При объяснении имени маруты одни исходят из сочетания *mar-ut-/vat-, «веющий с моря», другие сопоставляют марутов с италийским богом Марсом: латинское Mars, Mart-, Mavort-, оскское Mamert (Marut- из *Mavrt-, третьи — с древнеиндийским marya, «юноша».

Мифологический словарь.
В.Н.Топоров



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz