Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Кала
(«время»)
- в древнеиндийской мифологии божество, персонифицирующее время. В ведах Кала — в значительной мере абстрактное понятие, иногда тождественное брахману и заключающее в себе космогонический принцип ("Атхарваведа" XIII 2; XIX 53, 54 и др.). В индуизме концепция Калы хотя и конкретизируется (Кала — божественный сын васу Дхрувы), но по-прежнему остаётся объектом философских интерпретаций. Эпос рассматривает Калу, с одной стороны, как самостоятельное божество (например, "Махабхарата" XII 19, 31), с другой — как ипостась Ямы или Шивы, (один из эпитетов Шивы — Махакала, то есть «великий Кала»). Представления о Кале сближаются и часто сливаются с представлениями о боге смерти Мритью. В легенде «Махабхараты» о человеке, умершем от укуса змеи, змея настаивает на своей невиновности, объявляя себя орудием Мритью, а Мритью перекладывает ответственность на Калу, воле которого он повинуется ("Махабхарата" XIII 1). Кала обычно описывается как состоящий из дней и ночей, месяцев и времён года, поглощающих в своей бесконечной чреде (вращении колеса Кала) человеческие существования. В этой связи Кала идентифицируется с судьбой (Дайва). Философское осмысление Калы ведёт в пуранах к пониманию его как воплощения энергии Вишну или энергии индуистской божественной триады (Тримурти) в целом в её функциях созидания, сохранения и уничтожения мира («Маркандейя-пурана» 116, 108). Мифологический словарь. |
|