Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Индра
(корень слова, вероятно, обозначал силу, плодородие)
- в древнеиндийской мифологии бог грома и молнии, глава богов, позднее - локапала. Верховное положение Индры отражено в эпитетах "царь богов" и "царь всей вселенной" ("Ригведа" III 46, 2; VI 46, 6). Помимо этого, у Индры эпитеты: "асура", "царь", "добрый", "властитель", "самодержец", "вседержитель", "щедрый", "даритель", "друг", "пьющий сому", "обладающий ваджрой", "держащий ваджру в руке", "сын силы", "растущий", "усиливающийся", "полководец, сопровождаемый марутами", "стоящий на колеснице", "убийца Вритры" и т.д. Индра поборол богов ("Ригведа" IV 30, 5), и они его страшатся ("Ригведа" V 30, 5). Индра воплощает прежде всего воинскую функцию. Он рожден для битв, мужествен, воинствен, победоносен; он - бог битвы, участвует в многочисленных сражениях против демонов или против чуждых ариям племен. Индра сокрушает крепости, разбивает их, захватывает и распределяет трофеи. Число его врагов уже в ведах огромно (среди них Арбуда, Аю, Дану, Даса, дасью, Дрибхика, Кутса, Намучи, Пипру, Шамбара, Шушна и многие другие). Сражающиеся стороны взывают к Индре, прося победы, славы и добычи. Вместе с тем воинские подвиги Индры получают и космогоническое истолкование. Он порождает солнце, небо и зарю, укрепляет солнце и срывает диск солнца, гонит его (глаз Индры - солнце), сражается с демоном Вритрой за солнце, с помощью солнца покоряет враждебные племена; освобождает реки и потоки, которые бегут от него в страхе, пробивает каналы, повелевает потоками; победа над Вритрой приравнивается к победе космического динамичного начала над косным хаосом, а результаты победы - к устроению ведийского мира широких пространств. Вместе с тем Индра связан и с плодородием. Индра приносит процветание, урожай, долголетие, мужскую силу, богатство, скот. По отношению к человеку, к ариям в особенности, Индра дружелюбен, щедр и благ, всегда готов прийти на помощь. Неоднократно подчеркивается роль Индры как вдохновителя певцов. Нередко упоминаются чудесные поступки Индры, в частности его превращения (например, в муравья, "Ригведа" 51, 9, или в конский волос, "Ригведа" I 32, 12); его многоформенность. ___ Индра принадлежит к числу наиболее антропоморфных богов древнеиндийского пантеона. Подробно описывается его внешний вид [части тела, лицо (в частности, борода), одежда, голос, рост, возраст], его свойства (гнев, ярость, сверхсила, храбрость, острый ум, искусность, в частности он мудр и всезнающ, он мастер и т.п.), его необычное рождение (мать не хотела производить его на свет) и многие факты его жизни, его родословная. Имя матери Индры в "Ригведе" не называется, в "Атхарваведе" она названа Экаштака и ее отождествляют с Ратри ("ночью"); в эпосе Индра - сын Адити (седьмой, тогда как в "Ригведе" он назван четвертым из адитьев). В качестве отца выступает то Дьяус, то Тваштар, то Праджапати (в брахманах Индра нередко его младший сын); иногда же говорится, что боги сами создали Индру. Женой Индры называют то Индрани, то Шачи, то Пауломи (в "Атхарваведе" - Прасаха и Сена). Братом-близнецом Индры был Агни ("Ригведа" VI 59, 2), иногда Пушан - брат Индры ("Ригведа" VI 55, 5), как и Тваштар. Многочисленными примерами засвидетельствованы связи Индры с другими богами (с некоторыми из них он даже отождествляется), особенно с Сомой, Агни, марутами, но и с адитьями, Ашвинами, Пушаном, Ушас, Ватой, Ваю, Трита Аптьей и др. По числу связей такого рода и их характеру (конкретность, подробность, многообразие и т.п.) Индра занимает совершенно особое место, по крайней мере в ведийский период. Но и в эпосе Индра обрастает новыми связями. ___ В послеведийский период значение Индры заметно падает. Существенно меняются некоторые функции Индры. В частности, совсем оттесняется космогоническая роль Индры, но усиливается его роль как вождя военной дружины. В эпосе Индра как божество, связанное с дождем и плодородием, предельно сближается с Парджаньей вплоть до отождествления их. Образ Индры используется и в ритуале вызывания дождя (пример: эпизод в "Махабхарате" и "Рамаяне", где по просьбе царя Ломапады подвижник Ришьяшринги добивается, чтобы Индра пролил дождь). Новым по сравнению с ведийским периодом является то, что Индра становится одним из хранителей мира - локапал. Брахма дарует ему власть над востоком; слон Индры Айравата охраняет эту страну света. Индре помогают адитьи, апсары, гандхарвы, сиддхи и т.д. В "Махабхарате" подробно описывается царство Индры, его тысячевратный град Амаравати, дворец, где Индра восседает со своей супругой Шачи. Вместе с тем Индра утрачивает свое всемогущество: он не раз терпит поражение от мудрецов и даже от демонов; его нередко унижают, и почтение к нему вызывает известное сомнение. Уже в "Ригведе" есть некоторые признаки двусмысленности в образе Индры: он убивает своего отца, у его матери сложное отношение к нему; он разбивает повозку Ушас, и она в страхе бежит от него; маруты ропщут на Индру за то, что он съел их жертву. ___ С Индрой связано наибольшее число мифов. Центральным сюжетом является поединок Индры с демоном Вритрой ("Ригведа" I 32), Ваджрой, изготовленной Тваштаром, Индра поражает Вритру, по членам Вритры текут воды, которые раньше были скованы. По другим версиям, речь идет об освобождении не только вод, но и коров, скрытых в пещере. В ряде гимнов "Ригведы" содержатся фрагменты мифа о поединке Индры с демоном-змеей Шушной. Аналогичные сюжеты связывают в "Ригведе" Индру с Шамбарой, Пипру, Намучи, Эмушей и др. (демон Эмуша в виде вепря похищает у богов зерно для жертвоприношения и собирается варить кашу, но в этот момент Индра поражает его стрелой). Можно реконструировать и некоторые другие сюжеты с участием Индры. Среди них - битва 10 царей, окруживших войско царя племени тритсу Судаса, которому пришел на помощь Индра ("Ригведа" VII 18); принесение орлом божественного напитка сомы для Индры, благодаря чему он смог победить Вритру ("Ригведа" IV 18); сюжет, в котором участвуют Индра, его жена и обезьяна Вришакапи со своей женой ("Ригведа" X 86) и т.п. В послеведийский период старые мифы претерпевают заметные изменения. Так в мифе о поединке с Вритрой в эпических версиях устраняется космогонический аспект, сам Индра антропоморфизируется, вводятся новые персонажи или новые имена (Вишну, Шива, Вишварупа), новые мотивы и детали. Вритра проглатывает Индру, выбравшись, Индра вторично терпит поражение, пока ему не приходит на помощь Вишну ("Махабхарата"); Индра сам распарывает брюхо Вритре и выходит наружу ("Бхагавата-пурана"); Индра покрывает свое оружие пеной; Индра посылает марутов ("Тайттирия-брахмана") или Ваю ("Шатапатха-брахмана" IV) на разведку; Индра расчленяет Вритру надвое: одна часть становится луной, другая - чревом живых существ; за убийство Вритры или Вишварупы, которые были брахманами, Индра оказывается в изгнании. В брахманах и эпосе получают дальнейшую обработку некоторые сюжеты о поединках Индры. Так Индра побеждает Намучи. Индра убивает демона Пуломана, и его дочь Шачи, бежавшая от жестокого отца, становится женой своего избавителя. Индра побеждает злого исполина Джамбху и т.п. Из преимущественно эпических сюжетов выделяются следующие: Индра пытается соблазнить Ручи, жену риши Девашармана, но терпит поражение ("Махабхарата" XIII), Индра соблазняет Ахалью ("Махабхарата" V). Индра возвращает Тару, похищенную Сомой, ее мужу Брихаспати ("Вишну-пурана" IV). Индра снова становится царем богов после свержения Нахуши ("Махабхарата" V, XIII). Индра, завидуя Ашвинам, получившим от мудреца Чьяваны сому, пытается его убить, но Чьявана создает чудовище Мада (опьянение), чтобы покарать Индру; Индра в страхе бежит; смилостивившись Чьявана прощает Индру и расчленяет Маду ("Шатапатха-брахмана" IV; "Джайминия-брахмана" III; "Махабхарата" III и др.). Индра помогает Кадру и ее сыновьям спастись и достичь чудесного острова (им грозил жар солнца, а Индра покрыл небо тучами и излил дождь); Индра надсмеялся над валакхильями (мудрецами величиной с палец) и они предсказывают ему поражение от птицы Гаруды; Гаруда побеждает Индру и захватывает сосуд с амритой, который Индра все-таки возвращает себе ("Махабхарата" I), Индра обманом побеждает Прахладу, сына царя асуров Хираньякашипу: по совету Брихаспати Индра в облике брахмана просит у Прахлады его добродетель и благочестивый царь не может отказать брахману. Это дает Индре возможность одолеть Прахладу ("Махабхарата", "Вишну-пурана"). При пахтанье океана Индра получает чудесного коня Уччайхшраваса, слона Айравату и сказочное дерево Париджату ("Махабхарата" I; "Вишну-пурана" I; "Рамаяна" и др.). В сказании об Яяти Индра подменяет одежду купающихся девушек и задает роковой вопрос Яяти, после ответа на этот вопрос Яяти лишается права пребывать в небесном царстве Индры ("Махабхарата" I). У Индры появляется 1000 глаз, которыми он смотрит на красавицу Тилоттаму ("Махабхарата" I). Индра пытается помешать царю Марутте совершить жертвоприношение ("Махабхарата" XIV). Индра превращается в павлина из страха перед встречей с царем ракшасов Раваной ("Рамаяна"); Индра воюет с Раваной и его сыном Мегханадой (Индраджитом); он побежден Мегханадой, который увозит его на своей колеснице; Брахма с богами отправляются на остров Ланка и уговаривают сына Раваны отпустить Индру ("Рамаяна"). Индра за совершение царем Бхангасваной неугодного ему жертвоприношения превращает его в женщину, сеет раздор между сыновьями Бхангасваны, которые в битве убивают друг друга, но, узнав о добрых намерениях Бхангасваны, Индра воскрешает его сыновей ("Махабхарата" XIII). Индра дарует Явакри совершенное знание вед, но тот не выдерживает испытания ("Махабхарата" III). Индра посылает апсару Менаку, чтобы она соблазнила Вишвамитру и отвлекла его от подвижничества, которое может лишить Индру власти ("Махабхарата" I; "Рамаяна" I). Опасаясь, что сыновья Сагары сравняются с Индрой в могуществе, Индра похищает их жертвенного коня ("Махабхарата" III; "Рамаяна" I). Индра, певратившись в сокола, и Агни, превратившись в голубя, испытывают праведность царя Ушинары; Ушинара, желая спасти голубя от преследований сокола, срезает куски мяса с собственного тела, чтобы накормить своим мясом сокола; убедившись в добродетельности Ушинары, Индра предсказывает ему вечную славу ("Махабхарата" III). Индра уничтожает в битве сыновей Дити дайтьев, терпит поражение от ее сына Ваджранги, но затем похищает его жену. Сын Ваджранги Тарака отправляется вместе с асурами на битву с Индрой и одерживает победу; униженные боги, возглавляемые Индрой, просят Брахму помочь им, и тот дает совет женить Шиву на Уме: родившийся у них сын погубит Тараку. В ряде сюжетов Индра выступает в тесной связи с Шивой или Вишну (в частности, в историях разрушения крепости асуров Трипуры или восхождения Арджуны на небо). Образ Индры в поздний период развития древнеиндийской мифологии нашел отражение и в иконографии. ___ Древнеиндийский Индра соотносится с образом индоевропейского бога грома; само имя находит ближайшее соответствие в названии древнеиранского дэва, эпитет Индры "Вритрахан" - "убийца Вритры", отражен в имени авестийского божества войны Веретрагны; имя божества (Индара) было известно еще раньше митаннийским ариям. Славянское jedrъ, "ядреный", "обладающий силой особого свойства", родственно Индре. Мифологический словарь. |
|