Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Дева
(«бог», собствственно «небесный», от «див» - «сиять»)
- в древнеиндийской мифологии класс богов; обычно говорят о 33 богах (хотя в текстах есть упоминания о 333, 3306, 3339 богах), распределяемых по трём космическим сферам: небесные — Дьяус, Варуна, Митра и другие адитьи, Сурья, Савитар, Пушан, Вишну, Вивасват, Ушас, Ашвины; атмосферные (воздушное пространство) — Индра, маруты, Ваю, Вата, Трита Аптья, Апам Напат, Матаришван, Ахи Будхнья, Аджа Экапад, Рудра, Парджанья, Апас; земные — Притхиви, Агни, Сома, Брихаспати, Сарасвати и др. Иногда класс богов членят на группы: васу (8), рудры (11), адитьи (12), противопоставленные по тому же принципу, и к ним добавляют ещё два божества (Ашвинов, Дьяуса, Притхиви, Индру, Праджапати — в разных сочетаниях). В умозрительных системах упанишад эти три группы получают новые интерпретации, цель которых — установление соответствий между составом пантеона и элементами архаичных космологических схем (включая сюда и структуру микромира). Так, в «Брихадараньяка-упанишаде» (III 9, 1—5) васу — огонь, земля, ветер, воздушное пространство, солнце, небо, луна, звёзды; рудры — 10 органов жизнедеятельности и мировой дух Атман; адитьи — 12 месяцев года. Особый вид объединения богов уже в «Ригведе» — Вишведева, то есть «все-боги» — весь пантеон с некоторыми расширениями,— представляемые как единое целое. Иногда конкретные характеристики богов, составляющих «все-боги», оказываются в более или менее случайном распределении. В класс богов входят также персонифицированные абстрактные понятия: Шраддха — «Вера», Манью — «Гнев», Вач — «Речь», Кала — «Время», Ниррити — «Гибель», Арамати — «Благочестие» и т.п., которые, видимо, могли относительно свободно включаться в древнеиндийский пантеон. Своё особое значение дева (боги) получают в рамках противопоставления асурам, небесным персонажам, обладающим колдовской силой (майя). В ведийский период (особенно в «Ригведе») к асурам относили и ряд дева—адитьев, Индру, Агни и др. Но уже в «Атхарваведе» боги-девы более не назывались асурами; последнее название было закреплено за демонами; боги же, или девы, напротив, иногда именовались сурами (для сравнения: упанишады), что даёт основание понимать слово «асуры» как «не¬боги». Многочисленные мифы актуализируют противопоставление богов (дева) асурам, рисуя постоянные битвы, в которых боги как нечто целое сражаются со всем классом асур. Понятие дева и его языковая форма являются общими для индоевропейских народов [для сравнения: дэвы, латинское «деус» (и «дивус»), древнеирландское «диа», древнегерманское «тейва», древнеисландское «тивар», литовский Диевас, русский Див и др.]. Мифологический словарь. |
|