Дакша (Персонажи индуистской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Дакша
(«ловкий», «способный»)

- в ведийской и индуистской мифологии божество класса адитьев. Как имя бога встречается в «Ригведе» менее десятка раз; это слово используется и как эпитет Агни и Сомы. Самой примечательной чертой Дакши является то, что он рождён от Адити и он же родил Адити ("Ригведа" X 72, 4—5; для сравнения: сходный парадокс в "Ригведе" Х 5, 7; не-сущее и сущее — в лоне Адити при рождении Дакши, особенно в "Ригведе" III 27, 9; Агни и Дакша). В «Шатапатха-брахмане» (II 4, 4, 2) Дакша отождествляется с творцом Праджапати, а в «Ригведе» (VI 50, 2; VIII 63, 10) его называют отцом богов. С Дакшей связан ряд мифологических мотивов и сюжетов, в которых подчёркивается его участие в творении и его роль отца. Сам он считается седьмым сыном Брахмы (или Праджапати), родившимся из большого пальца правой ноги творца; женой Дакши стала родившаяся из пальца левой ноги творца Вирини, отождествляемая с ночью и иногда называемая Дакши. У Дакши и его жены было 50 (в некоторых источниках — 60) дочерей, из них 13 Дакша отдал в жёны Кашьяпе, 27 — Соме, а 10 — богу справедливости Дхарме (иногда — Ману). Старшая дочь Дакши Дити стала матерью дайтьев, вторая дочь Дану — матерью данавое, а третья Адити — матерью адитьев и, следовательно, самого Дакши (для сравнения: "Шатапатха-брахмана" XI, "Махабхарата" XII). Один из наиболее известных мифов излагает историю жертвоприношения Дакши (для сравнения: "Махабхарата", "Айтарейя-брахмана" III и др.): во искупление греха владыка созданий Дакша на вершине горы Химават устраивает первое жертвоприношение, созвав всех богов, кроме Рудры (Шивы); разгневанный, Рудра пронзает жертву стрелой, и она превращается в созвездие Мригаширша — «голова антилопы»; Рудра нападает на сыновей Адити, наносит им увечья, в частности, он сносит голову Дакше; найти её нигде не могут и приставляют Дакше козлиную голову (для сравнения: сходный мотив в связи с Праджапати, который, приняв облик козла, вступает в преступную связь со своей дочерью Рохини). В «Махабхарате» (XII) и в некоторых других источниках повествуется о том, как бог луны Сома взял себе в жёны 27 дочерей Дакши, но делил любовные утехи только с Рохини. Несмотря на неоднократные призывы Дакши прекратить греховный образ жизни, Сома не внимал им. Тогда Дакша проклял Сому и тот стал чахнуть; одновременно стали чахнуть растения и животные. Встревоженные боги упросили Дакшу смилостивиться над Сомой. В «Хариванше» отмечен мотив превращения Вишну в Дакшу и сотворения им разных существ. При всей бесспорности связи ведийского Дакши с послеведийским последний противостоит первому по той лёгкости, с которой он входит в разные сюжеты и в разные направления индуизма (шиваизм, вишнуизм). В связи с мотивом жертвоприношения Дакши сравниваются Дакшина как мзда за совершение жертвоприношения и как её персонификация в виде богини.

Мифологический словарь.
В.Н.Топоров



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz