Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Асуры
(«обладающий жизненной силой»)
- в ведийской и индуистской мифологии: класс небесных персонажей, обладающий колдовской силой майя. В «Ригведе» асурами могут быть и боги [адитьи (прежде всего Варуна и Митра), Агни, Индра и др.], И (редко) небесные демоны — противники богов. Но уже в «Атхарваведе» под асурами понимаются только демоны (изредка выступающие и как враги людей — "Атхарваведа" VIII 6, 5; для сравнения: «Каушика-сутра» — 87, 16; 88, 1), тогда как боги называются исключительно дева; в упанишадах боги также — сура, откуда толкование имени асуры как «не-боги» (а-сура). К этому времени окончательно складывается противопоставление асур богам. Вместе с тем уже в позднеиндийской литературе формируется представление об асурах как высшем классе демонов, противостоящем богам. ____ Боги побеждают асур ("Ригведа" X 157, 4); Агни обещает исполнить гимн, с помощью которого боги разобьют асур ("Ригведа" X 53, 4); к Брихаспати обращаются с мольбой сокрушить асуров ("Ригведа" II 30, 4); Индра побеждает тех или иных представителей асурского рода, прежде всего Вритру, асуру по преимуществу, Пипру ("Ригведа" X 138, 3), Варчина ("Ригведа" VII 99, 5; вместе с Вишну), поэтому Индру (иногда и Агни, солнце) называют асурахан («убийца асуры»). После гибели асуры идут в царство Варуны. В эпоху брахман асуры, связанные с тьмой и ночью ("Шатапатха-брахмана" II 4, 2, 5; "Тайттирия-самхита Яджурваведы" I 5, 9, 2), окончательно становятся врагами богов, и битвы между ними образуют большую часть сюжетов, в которых участвуют асуры. ____ В качестве создателя асур обычно называют Праджапати (или Брахму — в более поздних вариантах): асуры возникли из его ожившего дыхания («Тайттирия-брахмана», в другой версии этого же текста — из брюшной полости); из нижнего дыхания («Шатапатха-брахмана»), из капель («Тайттирия-Араньяка»; вместе с другими видами демонов), из паха Брахмы-Праджапати («Вишну-пурана», «Ваю-пурана») и т.д. Весь состав асур не поддаётся точному определению, но часто под асурами понимали дайтьев, данавов и других потомков Кашьяпы. С асурами связан ряд мифологических сюжетов: асуры рождены Брахмой, они — старшие братья богов, обладающие мудростью, мощью и майей; на небе у них было три града — железный, серебряный и золотой, а также грады в подземном царстве. Верховный жрец асур и их наставник — Ушанас, сын Бхригу; их царь — Хираньякашипу. Асуры возгордились, исполнились зла, и счастье отвернулось от них. Индра сокрушил их в битвах, а Рудра испепелил три града асур и низверг их с неба. Демон-вепрь Эмуша крадёт у богов зерно для жертвоприношения и собирается варить кашу, но Индра поражает демона, а Вишну уносит зерно из царства асур и возвращает его богам. Многочисленны войны богов с асурами: Индра поражает асур Шамбару, Намучи, Пуломана и берёт дочь последнего Шачи в жёны; боги во главе с Индрой и Рудрой освобождают Тару от Сомы, которому помогают асуры во главе с Ушанасом; Индра поражает Вритру и т.п. Асуры вместе с богами участвуют в пахтанье океана; боги похищают амриту (лишь асуру-демону Раху удаётся глотнуть её, и поэтому голова его становится бессмертной); асуры вступают в бой, но Вишну и боги загоняют их под землю и на дно океана, Вишну в облике вепря поражает асуру Хираньякшу и утверждает землю посреди океана; асура Хираньякашипу заточает в темницу своего сына Прахладу; Вишну в облике карлика приходит к Бали - царю асур и помогает вернуть богам власть над вселенной, до того пребывавшую в руках асур. Асуры участвуют и во многих других сюжетах (сказания о Яяти, о Сунде и Упасунде, о Ваджранге и Тараке, о разрушении крепости асур Трипуры, о Раване, о том, как Агастья покарал Илвалу, царя асур, и т.п.). Соотношение асур и дева находит параллель в древнеиранских ахура - дэва; с той разницей, что у иранцев слово «ахура» обозначало богов, «дэва — демонов. Мифологический словарь. |
|