Ашвины (Персонажи индуистской мифологии)
Вы находитесь на сайте «Литературный клуб»
Спонсор ресурса: ООО «УЦММ»
/Уральский центр механообработки и металлоконструкций/

Народы Истоки Сюжеты Традиция
Творчество Технология Антология Ежедневник
Памятники мировой литературы

Ашвины
(«обладающие конями» или «рождённые от коня»)

- в ведийской и индуистской мифологии божественные братья-близнецы, живущие на небе. В «Ригведе» им посвящено 54 гимна целиком (но числу упоминаний Ашвины идут сразу же после Индры, Агни, Сомы). Ашвины принадлежат к небесным божествам и связаны с предрассветными и вечерними сумерками. Разбуженные Ушас, они несутся на золотой колеснице (трёхколёсной, трёхместной, широкой и т.п.), запряжённой конями, птицами (орёл, лебеди, соколы) и т.д., или на стовесельном корабле по небу над всем миром в сопровождении Сурьи. Они объезжают за день вселенную и прогоняют тьму. Утром их призывают к себе молящиеся. Ашвины — знатоки времени ("Ригведа" VIII 5, 9, 21), они рождены небом, их место в обоих мирах. Ашвины — спасители, помогающие в беде ("Ригведа" I 118, 6—10 и др.); они приносят дары для ариев ("Ригведа" I 117, В1), богатство, пищу, коней, коров, быков, детей, свет, счастье, победу, дают долгую жизнь, жизненную силу; они защищают певцов, вознагражда¬ют их. Подчёркивается роль Ашвинов как божественных целителей (Ашвины — «божественные врачи», «всезнающие»): они возвращают жизнь умершим ("Ригведа" I 117, 7, 24; X 65, 12 и др.), излечивают слепых и хромых ("Ригведа" I 112, 8; 117, 19; X 39, 3; "Махабхарата" I 3: история Упаманью), совершают другие чудесные поступки. Они спасают гибнущих в водной пучине (для сравнения: история Бхуджью); они же дают Шунахшепе совет, как спастись от заклания ("Айтарейя-брахмана" VII, "Рамаяна" I и др.). Эта функция Ашвинов фиксируется и в более поздних текстах («Махабхарата», «Гопатха-брахмана» и др.). Ашвины связаны с мёдом (они дают его пчёлам, кропят им жертву, везут мёд на колеснице и т.д.) и сомой, на основании чего была выдвинута гипотеза о замене в Древней Индии старого опьяняющего напитка из мёда сомой. Ашвины нетерпимы к чужим; они выступают против злых духов, болезней, скупцов, завистников. Из всех божеств ведийского пантеона именно Ашвины теснее всего связаны с солярными божествами и, как и последние, принимают участие в свадебных ритуалах ("Ригведа" X 85).
____ Ашвины изображаются юными (они — самые юные из богов, но вместе с тем и древние, "Ригведа" VII 62, 5), сильными, прекрасными, обладающими здоровьем; подчёркивается их яркость, золотой цвет (цвет мёда; несколько раз они названы красными), они быстры, ловки, могучи, обладают многими формами ("Ригведа" I 117, 9), украшены гирляндами из лотоса; они танцоры ("Ригведа" VI 63, 5). Их сравнивают с птицами (орёл, гуси), быками, буйволами, газелями и т.д. Позднейшая иконография уточняет эти описания Ашвинов.
____ Главная особенность Ашвинов — парность ("Ригведа" III 39, 3 и др.); и, хотя Ашвины — близнецы, иногда указывается, что они родились порознь ("Ригведа" V 73, 4); согласно древнеиндийскому лексикографу Яске ("Нирукта" XII 2), один из Ашвинов — сын ночи, другой — сын рассвета (один — сын Сумакхи, другой — сын неба; "Ригведа" I 181, 4). Не вполне ясно, как дифференцировались Ашвины между собой в ранний период; позже (для сравнения: уже "Шатапатха-брахмана" IV 1, 5, 16 и др.) оформляется ряд противопоставлений, с элементами которых связан каждый из Ашвинов: небо — земля, день — ночь, солнце — месяц и т.д. Их отец — Дьяус — Небо или Вивасват (в другой версии — Мартанда); матерью называют Ушас, Океан, реку Синдху, Саранью. Жена их — Ашвини ("Шатапатха-брахмана" V 46, 8). Вместе с тем Ушас выступает и как сестра Ашвинов; они связаны и с дочерью бога солнца Сурьей (Ашвины одновременно её мужья и сваты для Сомы, "Шатапатха-брахмана" X 85); Пушан — их сын, вместе с тем Ашвины (порознь) — родители Накулы и Сахадевы — двух младших пандавов. Ашвины также выступают вместе с Индрой, Рудрой (и рудрами), Вач, Сомой и т.д.
____ В ряде мифологических сюжетов Ашвины играют видную роль. Основной из них ("Шатапатха-брахмана" III) описывает рождение Ашвинов. Дочь Тваштара Саранью стала женой Вивасвата. Родив Вивасвату двух близнецов Яму и Ями, Саранью, не любившая супруга, подменяет себя во всём подобной ей женщиной, а сама, обернувшись кобылицей, убегает из дому. Заметив обман, Вивасват, превратившись в коня, пускается в погоню и настигает её. После примирения Саранью рождает двух близнецов-братьев — Насатью и Дасру, которые и стали называться Ашвинами (также и Насатьями). Ашвины выступают и в сюжете поединка Индры со своим бывшим другом асурой Намучи. Ашвины приготовили лекарство, вернувшее Индре силу. Ашвины исцеляют Индру и тогда, когда он выпивает чрезмерное количество сомы после убийства ВишварупыМахабхарата» и др.). Один из наиболее известных мифологических сюжетов, связанных с Ашвинами, излагается в «Шатапатха-брахмане» (IV), «Махабхарате» (III), «Брихаддевате» и др. (для сравнения: также упоминания о нём в «Ригведе» и иная версия в "Джайминия-брахмана" III 120—127). Ашвины (Насатья и Дасра) однажды увидели красавицу Суканью, выходившую после купания из воды, и предложили ей выбрать из них себе мужа. Суканья отказалась, так как у неё был уже муж, дряхлый отшельник Чьявана. Тогда Ашвины омолодили Чьявану и вместе с ним вышли из озера в виде прекрасных юношей, не отличимых друг от друга. По тайному знаку Суканья всё-таки сумела выбрать Чьявану, который в благодарность дал Ашвинам долю в возлияниях сомы, чем вызвал гнев завистливого Индры. Другие мотивы: Ашвины дают брови Кали; особенно многочисленны мотивы спасения Ашвинами кого-либо из беды.
____ Почитание Ашвинов продолжалось и в послеведийскую эпоху. В эпосе, пуранах, «Хариванше» они именуются Ашвини-кумара, то есть «дети кобылы», хотя их конская природа, как и в ведийских текстах, остаётся завуалированной. В дальнейшем появляются другие пары близнецов, дублирующие Ашвинов. В образе Ашвинов, по всей вероятности, нужно видеть следы древнего индоевропейского культа близнецов. Ашвины близки древнегреческим Диоскурам. Как и Ашвины, они связаны с конями, сменой дня и ночи и, следовательно, солнцем, с функцией спасения. Мотив рождения Диоскуров из яйца соотносим с тем, что Ашвины — сыновья Мартанды (буквально, «яйцо смертного»; "Махабхарата" XII 208, 17). Образ Ашвинов проник в некоторые культурные традиции народов Юго-Западной Азии.

Мифологический словарь.
В.Н.Топоров



Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Здесь Вы можете перейти к сайтам:
Гражданское общество Город без наркотиков Тур-Экспресс
Страницы радиоведущей Ближе к классике Кинокаталог "Лузитания"

При подготовке материалов сайта используется информационно-аналитическая программа "Ойкос".
"Ойкос" - самый быстрый доступ к информации!
Сайт создан в системе uCoz