Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Арьяман
(«дружественность», «гостеприимство»)
- в ведийской мифологии божество класса адитьев. Упоминается в «Ригведе» около 100 раз (обычно с Митрой и Варуной). Образ Арьямана весьма абстрактен. Его характеристики чаще всего общи всем адитьям. Так, он заполняет воздушное пространство, даёт богатства (даже без просьбы). Он сын Адити. Подчёркивается дружественность Арьямана ("Ригведа" VI 50, 1; VII 36, 4), благосклонность; он близок к девицам ("Ригведа" V 3, 2); его молят о согласии в доме ("Ригведа" X 85, 43); как и Бхага, он дарует супруга или супругу («Тандья-Маха-брахмана» XXV 12, 3), процветание. В гимне Сурье Арьяман и Бхага сопровождают брачную пару. Связь Арьямана с Бхагой подчёркивается и в других мотивах (для сравнения: "Тайттирия-брахмана" I 1, 2, 4). Вместе с Митрой и Варуной Арьяман объединяет людей ("Ригведа" X 126, 1 и следующее); он заставляет их каяться и искупать вину ("Ригведа" I 167, 8), он связан с ритой. Наряду с нравственным аспектом есть указания и на связи с солнцем, огнём. Арьяман отождествляется с Агни ("Ригведа" II 1, 4), упоминается вместе с солярными божествами Сурьей и Савитаром, однажды ("Тайттирия-самхита Яджурваведы" II 3, 4) непосредственно назван солнцем. Индо-иранские истоки Арьямана очевидны (для сравнения: авестийский Aryaman и т.д.; для сравнения: связь имени Арьяман с названием ариев). Мифологический словарь. |
|