Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Адити
(«несвязанность», «безграничность»)
- в древнеиндийской мифологии женское божество, мать богов, составляющих класс адитьев. Уже в «Ригведе» упоминается около 80 раз (обычно с адитьями). Адити призывают на рассвете, в полдень и на закате. Она связана со светом ("Ригведа" I 136, 33; IV 25, 3; VII 82, 10), Ушас - её отражение (I 113, 19), у неё широкий путь (IX 74, 3); она заполняет воздушное пространство (X 65, 1—2), поддерживает небо и землю («Яджурведа»), отклоняет гнев богов, защищает от нужды, предоставляет убежище ("Ригведа" VIII 48, 2; X 36, 3—4; 66, 3—4 и др.). Физические черты в описании Адити почти отсутствуют, зато иногда она характеризуется в самой широкой манере (для сравнения: "Ригведа" I 89, 10 : Адити — небо, Адити — воздушное царство, Адити — мать, она же — отец и сын..., Адити — рождённое, Адити — имеющее родиться... для сравнения: "Атхарваведа" VII 6, V). ____ Адити включена в систему многообразных родственных связей. В «Ригведе» (X 72, 4—5), эпосе и пуранах Адити — дочь Дакши (третья) и, следовательно, сестра Дити и Дану — родоначальниц асур. В ведийский период обычно считалось, что у Адити семь сыновей, причём седьмым нередко оказывался Индра. Иногда упоминается и восьмой сын — Мартанда, отвергнутый Адити, он же прародитель смертных Вивасват ("Шатапатха-брахмана" III), родившийся без рук и без ног. Позднее Адити приписывается двенадцать сыновей и особенно подчёркивается роль Вишну, сына Адити от Кашьяпы, Тваштар — её одиннадцатый сын. Иногда Адити характеризуется как мать царей. Нередки парадоксальные связи: Адити — жена Вишну ("Ваджасанейи-самхита Яджурваведы" 29, 60; "Тайттирия-самхита Яджурваведы" 7, 5) при том, что в эпосе и пуранах она мать Вишну в аватаре карлика; Адити — дочь Дакши и она же мать его; однажды («Атхарваведа») Адити выступает как мать рудр, дочь васу и сестра адитьев (!). В «Атхарваведе» (VI 4, 1) упоминаются и её братья, Адити (VII 6, 2) призывается как великая мать благочестивых, как супруга риты. ____ Другие мотивы связаны с отпущением грехов, освобождением от вины; именно об этом часто просят Адити в молитвах. Нередко использование Адити в космогонических спекуляциях, в частности при разных отождествлениях — с землёй ("Ригведа" I 72, 9; "Ахтарваведа" XIII 1, 38, и позже — "Тайттирия-самхита Яджурваведы", "Шатапатха-брахмана"), небом, небом и землёй; а в ритуале — с коровой ("Ригведа" I 153, 3; VIII 90, 15; X 11, 1 и др.; "Ваджасанейи-самхита Яджурваведы" XIII 43, 49); для сравнения: сопоставление земного Сомы с молоком Адити в «Ригведе» (IX 96, 15). ____ Мифологических сюжетов с участием Адити мало, но и в них она всегда занимает периферийное положение (обычно в связи с адитьями). Для сравнения: призыв Адити к Вишну вернуть царство Индре и превращение Вишну в карлика («Вишну-пурана») или получение Адити серёг, взятых Индрой, в мифе о пахтанье океана («Матсья-пурана») и т.п. Видимо, может быть реконструирован сюжет, восходящий к основному древнеиндоевропейскому мифу о поединке громовержца и его противников (Адити и семь сыновей, отвергнутый Мартанда и т.п.) и трансформированный в рассуждения космогонического и нравственного содержания; правдоподобно предположение о том, что имя Адити заменяет утраченное имя персонажа более древнего мифа. Мифологический словарь. |
|