Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Адитьи
- в древнеиндийской мифологии особая группа небесных богов, сыновей Адити [в «Атхарваведе» (IX 1, 4) мать адитьев золотоцветная Мадхукаша]. В «Ригведе» им посвящено целиком: шесть гимнов. Число адитьев в ранних текстах обычно семь ("Ригведа" IX 114, 3 и др.), хотя в гимне II «Ригведы» (27, 1) их шесть: Митра, Арьяман, Бхага, Варуна, Дакша, Анша. В X гимне «Ригведы» (72, 8) — восемь: с семерыми Адити пошла к богам, а восьмого — Мартанду отвергла; для сравнения: «Атхарваведа» (VIII 9, 21) и «Тайттирия-брахману» (I 1, 9, 1), где адитьи перечисляются: Митра, Варуна, Арьяман, Анша, Бхага, Дхатар, Индра, Вивасват (Мартанда); в «Шатапахта-брахмане» наряду с восьмерыми адитьями упоминаются и двенадцать адитьев (VI 2, 8; XI 6, 3, 8). Несколько раз в качестве адитьи упоминается Сурья. В VIII гимне к адитьям в «Ригведе» (18, 3) среди других адитьев присутствует и Савитар. В «Атхарваведе» солнце и луна — адитьи (VIII 2,15), солнце — сын Адити (XIII, 9, 37), Вишну перечисляется в ряду других адитьев (XI 6, 2). Однажды в «Ригведе» (VII 85, 4) Индра как адитьи образует пару с Варуной. ____ Адитьи обнаруживает связь с солярными божествами (адитьи и солнце, "Ригведа" VII 60, 4; адитьи призываются при восходе солнца, VII 66, 12; более близкая связь отдельных адитьев с солнцем, например Митры); для сравнения: эпитеты адитьев — «золотой», «блестящий», «далековидящий», «многоглазый», «бессонный» и т.п. Космологические функции адитьев — удерживание трёх земель и трёх небес ("Ригведа" II 27, 8—9; V 29, 1 и др.); всего, что покоится и движется (II 27, 3—4); адитьи видят всё насквозь; они хранители вселенной (VII 51,2). Адитьи наполняют воздушное пространство (X 65, 1—2). Они обладают небесной силой и именуются всевладыками, царями, повелителями неба. К людям они благосклонны и милосердны (I 106, 1 и др.); они предохраняют от всего злого, помогают при опасности, в нужде, наказывают и прощают грехи, предоставляют убежище, награждают благочестивых, дают долгую жизнь. Адитьи — хранители риты ("Ригведа" VI 51,3) и враги лжи (II 27, 2, 9; VIII 19, 34 и др.). Для ведийского периода характерно также указание на поэтическую функцию адитьев (VII 66, 12), на их молодость («юные всевладыки»), асурские качества, на их связь с Индрой, Сомой, Агни.. В гимнах и упанишадах иногда обращаются одновременно к адитьям, рудрам, васу и др. ____ В послеведийский период число адитьев достигает двенадцати. Они толкуются как солнечные боги и соотносятся с двенадцатью месяцами (для сравнения: связь семи адитьев с днями недельного цикла). Следы индивидуализации внутри группы адитьев отходят на задний план, и адитьи начинают выступать как групповое божество по преимуществу с классифицирующей функцией. Этому не препятствует складывающееся представление о Вишну как величайшем из адитьев. ____ Сам класс адитьев (как и их мать Адити) и составляющие его божества обозначаются именами с абстрактным значением. В ведах адитьи — отвлечённые понятия, выступающие как мифологические классификаторы. Имя адитьев и прежде всего их матери выглядит как поздняя замена старого названия. Вероятно, мотив адитьев и семи сыновей продолжает схему основного мифа: громовержец и разъединённая с ним его супруга, рождающая семерых сыновей, последний из которых особо выделен. Существуют древнеиранские соответствия именам и образам некоторых из адитьев (для сравнения: Амеша Спента древнеиранского пантеона). Мифологический словарь. |
|