Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Ой иясе
- у казанских и западносибирских татар, башкир (ой эйяхё) «хозяин» дома, домовой, особая разновидность духов эе. У башкир и казанских татар ой иясе покровительствует семье. Его другое название «хозяин двора»: йорт иясе (татарское), йорт эйяхе (башкирское). Часто отождествлялся с абзар иясе. Представлялся в образе старика с длинными волосами, считалось, что он живёт под полом дома (куда ему ставили угощение). По ночам ой иясе выходит оттуда, иногда работает: прядёт оставшуюся на прялке пряжу (это плохое предзнаменование), просеивает через решето муку (это добрый знак); оповещает семью о ближайшем будущем. Представления казанских татар и башкир об ой иясе близки воззрениям о домовом финноязычных народов Поволжья и восточных славян и, видимо, генетически связаны с мифологическими традициями местного финно-угорского населения. У западносибирских татар ой иясе — злой дух в виде безобразной старухи. Ой иясе ночами, невидимая, бегает по дому, шуршит, плачет, всячески беспокоит людей. Считалось, что кто-нибудь заболеет или умрёт, если в доме заведётся ой иясе. Женский облик отражает раннюю стадию развития образа (для сравнения: приписывание ой иясе женских занятий у башкир и казанских татар). ____ У других тюркоязычных народов образ домового встречается также у татар-мишарей (йорт иясе), карачаевцев (юй ийеси), чувашей (херт-сурт), турок (эе бекчиси), якутов, ногайцев (уьй неси). Мифологический словарь. |
|