|
- у турок, казанских, крымских и западносибирских татар, казахов, башкир, тувинцев, алтайцев, узбеков (албасты, алвасти), туркмен (ал, албассы), киргизов (албарсты), каракалпаков, ногайцев (албаслы), азербайджанцев (хал, халанасы), кумыков (албаслы къатын), балкарцев и карачаевцев (алмасты) злой демон, связанный с водной стихией. У турок назывался также ал, ал-ана, ал-кары, ал-кузы, у тувинцев и алтайцев — албыс, у казахов, каракалпаков, киргизов, узбеков — марту (мартуу, мартув, мартук), узбеков Зеравшанской долины сары кыз («жёлтая дева»), у западносибирских татар - сары чэч [«желтоволосая (дева)»]. Албасты обычно представлялся в облике уродливой женщины с длинными распущенными светлыми волосами и такими длинными грудями, что она закидывает их за спину. Существовали поверья, что Албасты может превращаться в животных и в неодушевлённые предметы. Казанские татары считали, что Албасты принимает облик воза, копны сена, ели. Азербайджанцы иногда представляли Албасты с птичьей стопой, в некоторых казахских мифах у неё вывороченные ступни или копыта на ногах. Согласно тувинским мифам, Албасты имеет один глаз во лбу и нос из камня (или красной меди) либо у неё на спине нет плоти и видны внутренности (это представление встречается и у казанских татар). По представлениям западносибирских татар, на руках у Албасты острые когти. Киргизы и казахи различали черную (кара), наиболее вредоносную, и жёлтую (сары), или вонючую (сасык), Албасты. Обычные атрибуты Албасты — магическая книга, гребень, монета. В кумыкских мифах у Албасты есть муж — дух темир тёш («железная грудь»), в казахских — леший сорель. По представлениям большинства народов, Албасты обитает вблизи рек или других водных источников и обычно является людям на берегу, расчёсывая волосы. Считалось, что Албасты может наслать болезнь, ночные кошмары, но в особенности вредит роженицам и новорождённым. В турецких, азербайджанских, киргизских, казахских и некоторых других мифах она крадёт лёгкие (или печень, сердце) роженицы и спешит с ними к воде. Как только Албасты положит их в воду, женщина умрёт. Казанские татары считали, что иногда Албасты пьёт кровь своей жертвы. Распространены представления о её любви к лошадям. Албасты по ночам ездит на них, заплетает им гривы. Согласно некоторым турецким, казахским, кумыкским, ногайским, тувинским поверьям, Албасты может вступать в сексуальную связь с человеком. Например, в тувинских мифах Албасты, сожительствуя с охотниками, посылает им удачу, поит своим молоком и кормит мясом, которое отрезает от рёбер. Албасты можно подчинить человеку, для этого нужно завладеть её волосом (у туркмен и узбеков - ещё и каким-либо из принадлежащих ей предметов, магической книгой, гребнем или монетой). У турок считалось, что достаточно воткнуть в одежду Албасты иглу, и она становится покорной и выполняет все приказания. Человек, подчинивший Албасты, или шаман может прогнать Албасты от роженицы. У карачаевцев, балкарцев, ногайцев, кумыков считалось, что усмирённая Албасты помогает по дому; по поверьям туркмен и узбеков, Албасты способствует обогащению своего хозяина, помогая ему излечивать заболевших по её вине людей.
____ Образ Албасты восходит к глубокой древности и имеет аналогии в мифологиях многих народов: албасти у таджиков, ал паб у лезгин, али у грузин, ол у татов, ала жен у талышей, хал у удин, хал анасы (алк) у курдов, алг (мерак) у белуджей, алы (алк) у армян, алмазы у ингушей и чеченцев, алмас у монгольских народов и некоторые другие. Свойственные Албасты черты имеют в мифологиях узбеков и киргизов дух азаткы, сбивающий с дороги путников, причиняющие ночной кошмар духи бастрык (в мифологии кумыков) и кара-кура (в мифологии турок), шурале и су анасы у казанских татар, вуташ у чувашей, вирь-ава у мордвы, овда у марийцев, немецкая альп-фрау, русская баба-яга. Вопрос о происхождении образа Албасты недостаточно ясен. Некоторые авторы считают Албасты персонажем тюркского происхождения. Согласно другой версии, представления об Албасты связаны с традициями иранской мифологии, а название демона произошло от сочетания «ал» (считаемого иранским словом) и «басты» (трактуемого как тюркское «надавил»). Вероятно, в основе слова «ал» лежит древнее именование божества, родственное илу семитских народов, а фонема «басты» — индоевропейский термин, означавший «дух», «божество» (родственный русскому «бес», осетинскому «уас-» и т.п.). Исходя из такой этимологии, можно предположить, что образ Албасты формировался в эпоху древнейших контактов этнических общностей (индоевропейской и семитской языковых семей), до их расселения на территории современного обитания. Атрибуты Албасты (магическая книга и монета), следы представлений о её благодетельных функциях (помощи человеку) позволяют предположить, что первоначально Албасты — добрая богиня, покровительница плодородия, домашнего очага, а также диких животных и охоты. С распространением более развитых мифологических систем (очевидно, еще в дозороастрийский период) Албасты была низведена до роли одного из злых низших духов.
Мифологический словарь.
В. Н. Басилов
|