Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Имир
(«двойное», то есть «двуполое существо»)
- в скандинавской мифологии первое антропоморфное существо, великан, из тела которого создан мир. Аургельмир, Бримир, Блаин,— видимо, его другие имена. ____ Миф об Имире (упоминаемый в «Старшей Эдде» — в песнях «Прорицание вёльвы», «Речи Вафтруднира», «Речи Гримнира», а также в «Младшей Эдде») — основной космогонический миф скандинавской мифологии. В Нифльхейме («тёмный мир»), на севере, из потока Хвергельмир («кипящий котёл») вытекали многочисленные ручьи, а из Муспелльсхейма («огненный мир»), на юге, шёл жар и огненные искры. Когда реки, называемые Эливагар («бурные волны»), застыли льдом, из них выделился ядовитый иней, заполнивший мировую бездну (Гинунгагап). Под влиянием тепла из Муспелльсхейма иней стал таять и превратился в великана (ётуна) Имира. Возникшая из растаявшего инея корова Аудумла выкормила Имира своим молоком; из солёных камней, которые она лизала, возник Бури, предок богов (отец Бора). Под мышками у Имира родились мальчик и девочка, а его ноги породили сына. Этот мотив соответствует представлению об Имире как гермафродите. Сын Имира — Трудгельмир, внук — Бергельмир; это так называемые «инеистые великаны» (хримтурсы). Сыны Бора — Один и его братья впоследствии убили Имира и из его тела создали мир, как об этом говорится в «Речах Гримнира»: плоть Имира стала землёй, кровь — морем, кости — горами, череп — небом, а волосы — лесом; из ресниц Имира построены стены Мидгарда. Сходные мотивы создания мира из принесённого в жертву тела мифического существа имеются в индийской мифологии (Пуруша), китайской (Паньгу), вавилонской (Тиамат), ацтекской (богиня земли) и др. Мифологический словарь. |
|