Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Юмис
(латышское, «двойчатка», в частности сросшиеся друг с другом колосья - спорыши, плоды - картофелины, яблоки, орехи и т. п.)
- у латышей полевое божество или дух, персонификация удачного урожая. Различали ржаной, ячменный, льняной и др. Юмис, чей персонифицированный образ близок немецким «жатвенному человеку», «ржаному человеку». В латышских народных песнях Юмис большую часть года спит в поле под камнем или под дёрном. Во время сбора урожая Хозяйка-мать «совместных уборочных работ», в образе которой отчётливо проступают черты древней жрицы, руководящей архаичным аграрным ритуалом, обнаруживает прячущегося Юмиса, его начинают преследовать по всему полю; пленяют его, валяют по ниве, бьют, рвут волосы, отрезают голову, заталкивают в воду и т.д. После этого Юмиса приводят в дом (обычный его путь: сноп — скирда - койка — клеть — закрома), приглашают его остаться здесь, предлагают ему хлеб, горох, пиво. Хозяйке же надевают венок из двойных колосьев, который потом вешают на стенку клети. У Юмиса есть семья — жена Юмала (Юмаленя, Юмите, Юме, Юма и т.п.) и сын Юмалень (или дети), но обычно они разъединены: Юмис — на пашне или на холме, Юмала и дети внизу, в глубине закрома, но они откликаются на зов Юмиса. Преследование Юмиса с последовательным его укрыванием в объектах, являющихся символом богатства, урожая, и битьё Юмиса, попытки его расчленить напоминают соответствующие мотивы «основного» мифа, где громовержец Перкунас так же поступает со своим противником. Семья Юмиса представляет собой как бы реплику семьи громовержца. Есть и другие мотивы, связанные с Юмисом и отсылающие к схеме «основного» мифа: Юмис куёт шпоры на камне и прячется под камнем, у него кони (девять или шесть), его жертвенное животное — козёл, и т.п. Вероятно, Юмис представляет собой трансформацию архаичного индоевропейского образа двойственности (близнечества), который дал начало древнеиндийскому Яме, авестийскому Йиме, древнеисландскому Имиру и др. Мифологический словарь. |
|