Вы находитесь на сайте «Литературный клуб» Спонсор ресурса: ООО «УЦММ» /Уральский центр механообработки и металлоконструкций/ |
Народы
Истоки
Сюжеты
Традиция Творчество Технология Антология Ежедневник Памятники мировой литературы |
Велс
(Виелона)
- в балтийской мифологии бог загробного мира и скота. Польский автор 16 века Я.Ласицкий упоминает Виелону как бога душ, которому приносят жертвы, чтобы он охранял («пас») души умерших. В 17 веке Г.Стендер сообщает о Велсе — боге мёртвых, которому были посвящены дни мёртвых; Велс связан со скотом и другими животными (у Стендера — «божьи кони», «божьи быки» и «божьи птицы»). По сообщению немецкого автора 17 века Эйнхорна, Велсу был посвящён месяц октябрь (для сравнения: латышская Велю мате, «мать мёртвых», их заступница). Связь Велса со скотом очевидна в ритуале литовского праздника скерстувес, когда совершалось заклание свиньи и произносилось приглашение Виелоне—Езагулису прийти за стол с мёртвыми и принять участие в трапезе (для сравнения: белорусский обычай осенью приглашать дедов — предков к столу). Достоверность этого свидетельства подтверждается сведениями об обряде кормления мёртвых в день поминовения усопших (латышское «время Велса»). На том же празднике сжигались кости животных (для сравнения: восточнославянский обряд сжигания «коровьей смерти» в день святого Власия, покровителя скота). В балтийской традиции существуют особые приметы и поверья о так называемой «мёртвой кости». Само название и ритуальное использование этой кости связывают божество мёртвых, покойника и скот. Согласно мифологическим реконструкциям выступал как противник громовержца Перкунаса. Мифологические соответствия образу Велса — славянский «скотий бог» Велес, древнеиндийские демоны Вала, Вритра — противники громовержца — и другие. Связь «скотьего бога» с царством мёртвых объясняется древним индоевропейским представлением о загробном мире как о пастбище. Мифологический словарь. |
|