Усиньш
|
- в латышской мифологии покровитель лошадей. Самое раннее упоминание — сообщение иезуита И.Стрибинга (1606 год), где Усиньш назван богом лошадей; ему приносят в жертву, в частности, два хлеба и кусок жира, бросаемые в огонь. В источнике 1725 года Усиньш именуется «господином лошадей», в народных песнях — «отцом лошадей». Усиньш выращивает хороших коней и охраняет их вместе с пастухами. Усиньш едет на девяти конях (или его конь бежит по девяти дорогам), покупает их, славит. Усиньш открывает лошадиный загон, конюшню. Иногда он почти неотличим от лошадей как лучший из них (для сравнения: восклицания — «Ах, Усиньш!» при виде хорошего коня или «Ой, Усиньш коней!»).
____ Усиньшу посвящён особый день, когда лошадей первый раз после зимы выгоняют на пастбище (обычно он совпадает с Юрьевым днём). В песнях у Усиньша два сына с красными головками; одного Усиньш посылает в ночное, другого — в поле с сохою. Эти данные (для сравнения: два хлеба как приношение Усиньшу) позволяют говорить о близнечном мотиве в связи с Усиньшем: как близнецы («два Усиньша») и как дети бога они сопоставимы и с Ашвинами, всадниками, и с Диоскурами, покровителями коней. Вероятно, первоначальным фетишем Усиньша была пара коней, сопоставимая с парными коньками крыши, связанными с близнечными мифами. С солярной символикой, видимо, связан танец Усиньша или его коня, который сопоставим с мотивом танца («играния») солнца. Усиньш и солнце нередко появляются в одних и тех же текстовых ситуациях: вокруг горы движется солнце (или Усиньш), ища пигульников (ночных пастухов). Сам Усиньш — «зажигатель огня», «охранитель огня», с ним связаны петух, кулик, особенно жаворонок — зооморфные символы солнца, число девять — для сравнения: девять солнечных домов Зодиака. Усиньш — сын бога Диеваса (неба), он возрождается каждую весну (ждя сравнения: связь Усиньша с началом годового и суточного цикла) на возвышенном месте (для сравнения: Usina kalns, «гора Усиньша»), что отличает Усиньша от близких ему в других отношениях персонажей (для сравнения в народной песне: «Усиньш на горе, Тенис в долине»). Как и солнце, Усиньш рыщет по дорогам, загоняя коней, в то время как пигульники спят в стороне от дороги. В солярном контексте отчасти проясняется и связь Усиньша с золотой росой, с мёдом (немецкий автор 18 века Г.Стендер называет Усиньша «пчелиным богом»), хотя эта связь, возможно, вторична (для сравнения: наличие особой матери пчёл — Bisu mate), с пивом (он приготовляет пиво в конском следе) и т.п. Весьма возможно, что связь Усиньша с восходящим солнцем подтверждается и этимологией его имени. Видимо, Usins отражает один из вариантов корня *aus-, для сравнения: латышское aust, «рассветать» (литовское austi), austra, «заря», austrums, «восток» (литовское ausra): в таком случае Усиньш связан по происхождению с такими персонажами, как латышский Аусеклис — утренняя звезда, Аушра — денница и др. По своему имени и, возможно, по первоначальной функции (объясняющей и вторичную, «лошадиную» — для сравнения солнце или заря, выезжающая на конях). Усиньш может быть сопоставлен с древнеиндийской богиней зари Ушас, древнегреческой Эос, римской Авророй и др. В образе Усиньша можно видеть позднее отражение общеиндоевропейского божества зари, рассвета с основой имени на *aus- (со следами частичной деградации и вторичных мотивировок — для сравнения, на¬пример, усатость Усиньша, при латышском usain/i/s, «усатый»). Вероятно, родственным Усиньшу является ещё более вырожденный образ славянского Усеня — Авсеня.
Мифологический словарь.
В.В.Иванов, В.Н.Топоров
| |